Мама поблагодарила правозащитников за помощь, сообщив, что после их вмешательства ее сын получил страховые выплаты в размере 1 миллиона 800 тысяч рублей.
Тимур Б. был призван в армию в декабре 2014 года и проходил службу в войсковой части № 6917 г. Симферополя. Он периодически обращался в медслужбу своей войсковой части с жалобами на общее недомогание, головные боли, слабость, боли в паху. Тем не менее, надлежащая медицинская помощь ему оказана не была, в госпиталь на оперативное лечение его так и не направили.
Сразу после увольнения с военной службы Тимур попал в больницу г. Ростова-на-Дону, где ему диагностировали онкологическое заболевание 4-й стадии. В январе 2016 года Тимуру была установлена инвалидность I группы.
Очевидно, что онкология у Тимура развилась еще в армии. При установлении инвалидности вследствие заболевания, полученного во время прохождения военной службы, полагаются специальные страховые выплаты. Но так как Тимур был уволен из армии без соответствующего заключения ВВК и необходимых для получения страховых выплат документов, он остался без социального обеспечения.
В июне 2016 года мама Тимура обратились в правозащитную инициативу «Гражданин и армия» с просьбой оказать содействие в решении данной проблемы. Правозащитники направили запрос в военную прокуратуру с просьбой проверить факты о неоказании военнослужащему квалифицированной медицинской помощи и направить ему выписку из медицинских документов части, подтверждающую его обращения в медслужбу.
Проверка военной прокуратуры, проведенная по запросу правозащитников, подтвердила, что Тимур неоднократно обращался за медицинской помощью в медслужбу, где у него диагностировались симптомы различных заболеваний, в том числе — паховой лимфаденит. В ответе прокуратуры указано, что данный диагноз требовал проведения дальнейшего диагностического поиска с целью определения причины заболевания, но этого сделано не было. Таким образом, подтвердился факт неполного оказания Тимуру медицинской помощи и ненадлежащего исполнения врачами своих должностных обязанностей, «связанное с невыявлением онкологического заболевания и непринятием соответствующих мер к излечению причины появления пахового лимфаденита».
Для того чтобы Тимур смог получить страховые выплаты, правозащитники направили запрос начальнику Главного военно-медицинского управления ВВ МВД с просьбой содействовать проведению в отношении бывшего военнослужащего заочной военно-врачебной комиссии с целью определения его категории годности к военной службе на момент увольнения, а также установления причинной связи заболевания с военной службой.
В своем запросе правозащитники опирались на Положения о военно-врачебной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства от 4 июля 2013 года № 565), а именно:
— п. 74, согласно которому, «граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку без проведения освидетельствования <…> могут быть освидетельствованы заочно (по документам) военно-врачебными комиссиями соответствующих федеральных органов исполнительной власти для определения категории их годности к военной службе на момент увольнения с военной службы независимо от причин и времени увольнения»;
— п. 92, согласно которому, «военно-врачебная комиссия заочно (по документам) определяет причинную связь увечий, заболеваний граждан, проходивших (проходящих) военную службу…, в случае если:<…> увечье, заболевание получено гражданином в период прохождения военной службы <…> выявлено после увольнения гражданина с военной службы…»
В результате предпринятых правозащитниками действий, заочная экспертиза была проведена, причинная связь заболевания с военной службой – «заболевание получено в период военной службы» — была установлена.
Одновременно юристы Алена Королева и Арсений Левинсон помогли Тимуру подготовить и подать заявление в бюро медико-социально экспертизы для изменения причинной связи инвалидности и собрать документы, необходимые для получения страховой выплаты.
«Случившееся с Тимуром лишний раз показывает, что качество медицинской помощи для солдат-срочников остается на низком уровне, а командованию необходимо внимательно относиться к состоянию здоровья военнослужащих, а не рассматривать жалобы на здоровье как желание «откосить», — комментирует ситуацию юрист Арсений Левинсон. – Мы рады, что в данном случае удалось добиться справедливости в части получения положенной социальной поддержки. Но работа еще продолжается. Сейчас мы добиваемся изменения размера и перерасчет пенсии по инвалидности. Сейчас Тимур получает обычную социальную пенсию, а ему, как ставшему инвалидом вследствие заболевания, полученного в период военной службы, должна назначаться пенсия в 250 процентов размера социальной пенсии (п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ). В настоящее время мы помогли Тимуру составить письменное заявление в Пенсионный фонд для произведения перерасчета ему пенсии».