Всем известно — служба в армии закаляет характер, укрепляет волю и воспитывает из мальчиков настоящих мужчин. Но что делать тем, кому служить в армии с оружием в руках не позволяют заветы веры или личные убеждения? Для этой категории призывников в России существует так называемая альтернативная гражданская служба. К сожалению, в нашей стране реализовать свое право не так-то просто, а тем, кому это все же удается, порой приходится очень несладко.
Призывников берут только в психоневрологический интернат
В России закон об альтернативной гражданской службе был принят 12 лет назад, в 2002 году. Законопроект начали обсуждать еще в 1994-ом, но из-за неразрешимых разногласий его принятие отложили почти на 6 лет. Когда же он, наконец, вступил в силу, оказалось, что в реальности воспользоваться им могут немногие категории призывников. Военкоматы восприняли новый закон в штыки и как могли препятствовали юношам, изъявившим желание пройти альтернативную службу. Например, для подтверждения факта, что заповеди веры не позволяют брать в руки оружие, требовалось представить не менее трех свидетелей. Те, в свою очередь, тоже должны были подтверждать свою надежность и т. д. В итоге на «альтернативку» отправлялись единицы.
В последние годы ситуация изменилась — попасть на альтернативную службу стало проще: существует определенный список документов, которые призывник должен представить на рассмотрение призывной комиссии, расширен и список профессий, по которым может трудиться альтернативщик.
Но стала ли проще сама альтернативная служба? Если говорить о длительности, то ее срок сократился довольно существенно – с 3 лет до 1 года 9 месяцев. Но, как и прежде, солдаты альтернативной службы выполняют самую непритязательную работу – санитаров, грузчиков, сортировщиков писем.
На сайте Министерства обороны опубликованы списки учреждений, готовых принять молодых людей на альтернативную службу, разбитые по регионам. В каждом регионе – от 10 до 30 учреждений. Исключение составляет лишь Ивановская область. Наш регион – единственный в России, который предлагает для прохождения альтернативной службы лишь кинешемский психоневрологический интернат «Новинки». В настоящее время жесткой привязки к региону нет и сегодняшние призывники могут отправляться на альтернативную службу в любую точку России, но в большинстве случаев ребята предпочитают службу по месту жительства. На вопрос, почему в Ивановской области лишь одно учреждение готово открыть дверь перед альтернативщиками, ответа мы не нашли. В областном военном комиссариате сообщили, что списки формирует Областной центр занятости, а там, в свою очередь, ответили, что просто собирают заявки и помогают в оформлении документов для отправки в Министерство обороны. Куда именно поедет призывник – решают на самом высоком уровне. По словам специалиста центра занятости Евгения Козлова, раньше в списке была также «Почта России», но на 2014 год почтовики заявок не прислали.
Держать в руках оружие не позволили религиозные убеждения
Перечень профессий и специальностей, по которым можно проходить альтернативную гражданскую службу, огромен: это официанты, водители общественного транспорта, бармены, работники коммунального хозяйства и т. д. На этом фоне работа санитара в психоневрологическом интернате выглядит непривлекательно.
— Это просто издевательство над нашими ребятами, — говорит заведующая кафедрой конституционного права юридического факультета ИвГУ Нина Исаева, — нельзя отправлять детей с неокрепшей психикой в такие места. Ведь в этом психоневрологическом интернате содержатся не только обычные душевнобольные люди, но и люди, которые совершили преступления (порой тяжкие!) и были признаны невменяемыми. И представьте, когда юноша, совсем еще мальчик, погружается в этот ужас почти на два года…
В практике Нины Валентиновны было несколько случаев, когда ей в суде приходилось отстаивать право призывника на прохождение альтернативной гражданской службы в другом месте. К сожалению, в некоторых случаях не помогли даже суды. Ведь судиться фактически приходится с Министерством обороны, которое, отправляя 18-летних парней в психоневрологический интернат, формально закон не нарушает.
— Конечно, в основном ребята, отправляющиеся на альтернативную службу, руководствуются заповедями своей религии, которая запрещает им держать оружие в руках. Как правило, это глубоко верующие люди, они готовы переносить тяжести и лишения, но даже для них это становится тяжелым психологическим переживанием, — продолжает юрист…
Нам удалось связаться с одним из ребят, проходившим альтернативную службу в «Новинках». Рассказать об этом он согласился только на условиях анонимности, поскольку является членом популярной в Ивановской области религиозной организации. Собственно, по этой причине Игорь и выбрал «альтернативку». По его словам, в организации состоят его родители, с малых лет он присутствовал на собраниях религиозной организации.
— С 15 лет я ходил туда уже вполне осознанно, без какого-либо принуждения, — вспоминает Игорь, — поэтому, когда пришел мой срок идти в армию, я написал заявление о прохождении альтернативной службы. Каких-либо препятствий со стороны военкомата я не встретил, и меня направили в интернат «Новинки», где я пробыл год и 9 месяцев. Еще один парень, который отправился вместе со мной, продержался там полгода, а потом попросился в армию…
По словам молодого человека, руководство интерната относилось к нему очень хорошо, прав его не нарушали, на выходные отпускали домой, а один раз за два года он даже отгулял полноценный 28-дневный отпуск. И все же говорить о своей работе он до сих пор не может без содрогания. Поначалу было очень трудно привыкнуть к запаху – ведь душевнобольные люди часто не осознают своих действий и не контролируют физиологические отправления. В некоторые палаты было просто страшно заходить, и следовало все время быть начеку из-за риска нападения.
— Был один пациент, к которому я заходил со шваброй: только так я мог удержать его на расстоянии, — говорит Игорь.
В результате у молодого человека нарушился сон, начались головные боли и проблемы с давлением, ему пришлось обратиться к врачу. Он признается, что и сейчас, спустя несколько лет, помнит в мельчайших деталях то, что давно хотел бы забыть.
Альтернативщики значит халявщики?
Есть надежда, что уже в следующем году ситуация разрешится: руководство кинешемского психоневрологического интерната «Новинки» намерено отказаться от услуг альтернативщиков. По словам директора интерната Николая Хохренко, молодые люди плохо исполняют свои обязанности, избегают трудностей и вообще нерадивы. В данный момент в «Новинках» альтернативную службу проходят четыре человека. Их срок закончится уже весной. И больше заявок от интерната не будет.
— Мы отказываемся, несмотря на то что очень нуждаемся в кадрах, — добавляет Хохренко.
Когда это произойдет, Ивановская область окажется единственным регионом России, где нет учреждений, готовых предоставить места для прохождения альтернативной гражданской службы. Как-то странно: разве руководители лечебных учреждений не жалуются на каждом совещании, что им не хватает младшего медицинского персонала? Разве областная станция скорой помощи и МУП «ИПТ» не публикуют регулярно объявления о наборе водителей? В нашей области, как и везде, не хватает людей, готовых выполнять низкоквалифицированные работы. Но если посмотреть список Министерства обороны, то может показаться другое. К сожалению, разгадать эту загадку очень сложно: ведомства кивают друг на друга и никто не желает признавать ошибок.
Языком цифр
По данным областного военкомата, с 2002-го по 2005 год из Ивановской области на альтернативную службу отправился 1 человек, с 2006 по 2009 – четверо, а начиная с 2010 года — уже 16 человек.