Министр обороны Сергей Шойгу утвердил временный регламент нанесения защитной и «деформирующей» (скрывающей форму) раскраски на вооружение и военную технику. Как рассказали «Известиям» в Минобороны, главное в новой системе — отказ от камуфляжа. Теперь вся техника будет краситься в сплошной цвет.
— В зависимости от региона это будет либо темно-зеленый, либо светло-зеленый, либо хаки, — пояснил изданию офицер Сухопутных войск, знакомый с ситуацией.
В 15-м Центральном научно-исследовательском институте инженерных войск, который отвечает за разработку схем камуфлирования и подбора цветов, «Известиям» пояснили, что сейчас для нанесения камуфляжа используют 10 основных цветов: светло-зеленый, темно-зеленый, серо-зеленый, хаки, серо-желтый, серо-коричневый, светло-желтый, серый, светло-серый, черный.
Он добавил, что управление начальника инженерных войск Минобороны до конца лета подготовит проекты раскраски для каждого типа боевых машин — по ним военные будут красить технику в частях.
— Как такового единого регламента в нанесении камуфляжа сейчас нет. Есть различные методические пособия, наставления и эскизы. А на основе всех этих документов командир и выбирает, как покрасить технику своего подразделения, — пояснил офицер-инженер.
В одной из бригад Южного военного округа «Известиям» рассказали, что в среднем на танк типа Т-72 (Т-90) уходит около 40 кг краски.
— Красится техника по регламенту два раза в год. Перед каждым учебным периодом (весна-осень). А так как краска выгорает и на учениях обдирается, то подкрашиваем и закрашиваем технику минимум раз в месяц, — пояснил офицер-танкист Южного военного округа.
Главный редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский рассказал «Известиям», что однотонный окрас удобнее, поскольку позволяет машины быстро перекрасить в камуфляж в зависимости от местности, на которой планируется бой.
— Покраска танка занимает 1–1,5 часа. Ее может выполнить экипаж даже в полевых условиях. В зависимости от того, в какой местности предстоит воевать, можно оперативно менять окраску техники. А в мирное время она вся должна быть однотонная, как было в СССР, — пояснил Мураховский.
Военный эксперт по бронетанковой технике Алексей Хлопотов, в свою очередь, заявил «Известиям», что ранее военные отказывались от камуфляжа из-за сложности его нанесения в условиях воинской части, поскольку хорошо маскирует технику только заводской камуфляж.
— На танк в камуфляжной раскраске сложнее сфокусировать оптические приборы. В армиях стран НАТО, в частности в Германии и США, для европейской местности существуют сложные многоцветные схемы камуфлирования. Но они наносятся на заводах со строжайшим соблюдением регламента. У нас же в армии красят кустарно, толку от такого камуфляжа нет. Поэтому лучше пусть будут одноцветные, — сказал Хлопотов.
В управлении материально-технического обеспечения Центрального военного округа пояснили, что гонять танки на заводы для перекраски нерентабельно.
— Два раза в год танки на завод никто для покраски перегонять не будет, проще покрасить в частях, — отметил собеседник «Известий».
Первые образцы камуфляжной краски были в Советской армии в 1930-е годы. Во время войны техника периодически камуфлировалась, но это носило эпизодический характер. После войны и до середины 1980-х годов техника во всей армии была однотонной. Затем новые танки Т-80У и БМП-3 стали поступать в войска в камуфляжной расцветке.
С 2004 по 2009 год техника поставлялась в войска с заводов в однотонной раскраске, что объяснялось экономией. А в 2009 году Анатолий Сердюков установил для наземной техники трехцветный камуфляж.