За всю историю судов с Министерством Обороны подобное решение принято впервые.
Дмитрий Некрасов, 1993 г. р., погиб 26 июля 2012 года в результате взрыва снаряда на полигоне «Погоново» в Воронежской области. Накануне вечером он прибыл в в/ч 08318. На следующий день его с другими солдатами командир части Василий Сюракшин отправил на полигон «Погоново» расчищать подрывное поле и подъездные пути от неразорвавшихся боеприпасов. При этом ни у кого из военнослужащих не было каких-либо навыков по саперному делу. А имеющиеся в части специально обученные саперы в этот день по приказу командира собирали помидоры у фермеров.
На возражение солдат, что это опасно, так как они не саперы, командир назвал их пушечным мясом и потребовал выполнять приказ.
В этот же день на полигоне из-за разрыва снаряда погибли два солдата — Дмитрий Некрасов и Никита Белов (1992 г.р.), который успел прослужить всего две недели. Еще 11 солдат получили различные виды ранений и травм.
28 ноября 2013 года Воронежский гарнизонный военный суд признал подполковника Сюракшина, который направил солдат, не имеющих специальной подготовки на расчистку полигона, виновным по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК — превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий — и приговорил его к 5 годам лишения свободы. Впоследствии апелляционная инстанция смягчила Сюракшину наказание, но в остальном приговор был оставлен без изменения. Затем Фонд «Право Матери» потребовал, чтобы Алевтины Некрасовой был компенсирован моральный вред, нанесенный гибелью сына в армии, и 17 октября 2016 года выиграл это дело в суде первой инстанции (см. пресс-релиз Фонда N 69/1802 от 17 октября 2016 года). Однако ответчики – Министерство обороны и Министерство финансов – подали апелляционные жалобы.
«6 марта в суде представители Министерства финансов, Министерства обороны и Западного военного округа требовали решение суда первой инстанции отменить. В частности, представитель Минобороны говорила, что если уж взыскивать моральный вред – то с самого Сюракшина, а не с Минобороны», — сообщает юрист Фонда «Право Матери». Татьяна Сладкова, представлявшая интересы матери погибшего.
На заседании суда Татьяна Сладкова подчеркнула, что суд первой инстанции принял справедливое, законное, обоснованное решение по делу. Она напомнила, что преступление командира части, в которой случилась трагедия, было совершено с особым цинизмом — имеющие специальную подготовку саперы были отправлены к каким-то фермерам на сбор помидоров, а неподготовленных солдат Сюракшин обзывал «пушечным мясо», принуждая выполнять его приказ.
Мать погибшего присутствовала на судебном заседании. Но от волнения она не смогла произнести ничего, кроме слов, что поддерживает выступление своего представителя – юриста Фонда «Право Матери», и заплакала.
После гибели сына состояние здоровья Алевтины Некрасовой ухудшилось и продолжает ухудшаться. Она вынуждена обращаться за медицинской помощью в связи с кардиологическими проблемами, депрессией, тревожным состоянием. Теперь она состоит на учете у невропатолога и психиатра.
Напоминаем, что Фонда «Право Матери» — это благотворительная организация, занимающаяся бесплатной юридической защитой прав родителей, чьи сыновья погибли в армии в мирное время на территории России и СНГ. Фонд не берет с самой семьи погибшего солдата ничего. Поддержать работу Фонда можно, подписавшись на ежемесячные пожертвования Фонду «Право Матери» на портале Благо.Ру или, сделав разовое пожертвование на Планете.Ру