Гибель на экспорт

609
0

chislВерховный суд России вчера признал законным приговор по первому в стране уголовному делу о наемничестве. Ранее петербургские предприниматели Вадим Гусев и Евгений Сидоров были приговорены к трем годам колонии общего режима за то, что обманным путем отправили более 250 бывших российских солдат на войну в Сирию в 2013 году. Эксперты «НИ» в этой связи обращают внимание на многочисленные свидетельства об отправке российских военных на Украину: по их мнению, о вербовке солдат на Донбасс ответственные за нее лица заявляют открыто, однако правоохранительные органы бездействуют.

Своим решением Верховный суд отклонил апелляционную жалобу бизнесменов из Санкт-Петербурга Вадима Гусева и Евгения Сидорова. В 2013 году они создали частную военную компанию «Славянский корпус» и начали набор мужчин якобы для охраны нефтяных вышек в Сирии. Людям пообещали платить по 4–5 тысяч долларов в месяц. На предложение откликнулись в основном отставные силовики, а также охранники, недовольные уровнем своего заработка. В итоге около 250 человек были отправлены в Сирию для службы в одном из бандформирований. Домой им удалось вернуться лишь через несколько месяцев.
В том же году у ФСБ появилась информация, что в Санкт-Петербурге работает канал переправки солдат-наемников на Ближний Восток. Осенью Гусева и Сидорова задержали и предъявили обвинение по статье 359 УК РФ «Наемничество», которая еще ни разу не применялась в нашей стране. По ней бизнесменам грозило лишение свободы до 15 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей. Но поскольку Гусев и Сидоров сотрудничали со следствием, приговор они получили мягкий – по три года колонии общего режима.«Совершенно непонятен факт бездействия наших правоохранительных органов в аналогичной ситуации с наемниками и вербовщиками на Украине», – выразил негодование в беседе с «НИ» член Совета при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека Сергей Кривенко. По его словам, единственная сложность при расследовании преступления может быть в том, что в таких случаях сложно доказать получение наемником денег, а статья 359 УК РФ подразумевает материальную выгоду. «В Интернете много информации о том, как различные фонды и организации вербуют людей якобы в качестве добровольцев, указывая ниже денежную сумму за участие в военных действиях на Украине», – подчеркнул «НИ» г-н Кривенко.

Однако даже если факт получения прибыли доказать не удается, есть другие способы наказать вербовщика, говорит правозащитник. Например, статья 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем», которая не требует доказательств в части получения денег. «До 2013 года она касалась только действий на территории России, но в ноябре была модифицирована и дополнена. Теперь предусмотрено наказание за участие в незаконных вооруженных формированиях российских граждан на территории других стран», – отметил «НИ» Сергей Кривенко.

Получается, что любой российский гражданин, который едет в зону конфликта и берет в руки оружие, является преступником. «Большой вопрос, почему ФСБ не проверяет все эти дела. Там и доказывать ничего не надо, многие сами открыто обо всем заявляют. Например, Игорь Стрелков в Интернете подробно расписывает, как он организовывал незаконное вооруженное формирование», – подчеркнул «НИ» Сергей Кривенко.

Наемничество опасно для страны, соглашается председатель организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова: «Такие наемники, которые возвращаются на родину, а также поток оружия, который за всем этим следует, представляют реальную угрозу для России». Правозащитница добавила, что организаторы незаконной отправки на войну, как правило, вовсе не боятся уголовной ответственности. «Схема вербования ведь одна и та же, она работает безотказно. И правоохранительные органы о ней знают, но ничего не предпринимают», – посетовала г-жа Полякова. Собеседница «НИ» рассказала, что в данный момент в Санкт-Петербурге находится житель Костромы, гражданин России 1976 года рождения, который воевал на Украине, был ранен. «Сейчас он открыто заявляет о завербовавшей его фирме, озвучивает свой позывной «Пастор» и требует, чтобы его лечили как героя России. Качает свои права и не боится никакого наказания», – поделилась с «НИ» правозащитница.

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий