Шестого ноября исполняется ровно год с того момента, когда президент России Владимир Путин отправил в отставку министра обороны Анатолия Сердюкова и на его место многолетнего руководителя МЧС и губернатора Подмосковья Сергея Шойгу.
РИА Новости публикуют ключевые нововведения Шойгу на посту главы военного ведомства, которые внедрены в российской армии за минувший год.
По мнению аналитиков и военных экспертов, знаковыми событиями в развитии Вооруженных сил стали решения о внедрении полного жизненного цикла военной техники, возвращении незаконно проданного военного имущества, повышении качества подготовки войск, развитии военной науки и образования и, наконец, гуманизации службы в армии.
Возвращение утрат
Одним из первых решений Шойгу на новой должности стал возврат Минобороны объектов недвижимости, проданных ранее с нарушением законодательства.
Кроме того, министр заявил, что военное ведомство больше не будет заниматься конкурсами по продаже непрофильного имущества. Этими функциями будет наделено Росимущество, а все, что необходимо армии, останется на балансе Минобороны.
Этому заявлению предшествовал громкий коррупционный скандал, так называемое дело «Оборонсервиса»: еще в октябре 2012 года по фактам махинаций при сделках с недвижимостью, землей и акциями, принадлежащими этому холдингу, было возбуждено пять уголовных дел.
После этого постов в Минобороны лишились несколько высокопоставленных чиновников, в том числе сам Анатолий Сердюков. Сообщалось об ущербе более чем в 4 миллиарда рублей. До сих пор продолжают выясняться новые обстоятельства распродаж военного имущества.
Тем не менее, в ходе расследования были приняты все меры по возвращению незаконно проданных активов. Так, в апреле 2013 года Шойгу обратился с заявлением к главе СК Александру Бастрыкину по эпизоду с продажей акций «31-го Государственного проектного института специального строительства».
В связи с тем, что деятельность института, по оценке министра, имела стратегическое значение для военного ведомства и была связана с допуском к гостайне, Шойгу потребовал признать Минобороны потерпевшим по уголовному делу, а на проданные акции института наложить арест.
По мнению экспертов, Шойгу последовательно выступает за освобождение Минобороны от несвойственных ему экономических функций, в том числе, по ценообразованию.
«Инициативы руководства Минобороны по декоммерциализации армии носят, прежде всего, антикоррупционный характер. Предусматривается, в частности, передача оборонным госкорпорациям функций по среднему и капитальному ремонту военной техники вместе с ремонтными заводами», — сказал РИА Новости ведущий аналитик Центра политической информации Павел Верхняцкий.
Введение системы контрактов полного жизненного цикла при закупке вооружений и военной техники также следует отнести к одному из достижений министра обороны. Эта система подразумевает, что предприятие, продавшее определенное изделие Вооруженным силам, будет все время сопровождать этот проект, от начала строительства до утилизации.
Согласно планам военного ведомства, практически все предприятия ОПК должны обеспечить полный жизненный цикл создаваемых вооружений и боевой техники в ближайшие два-три года.
Как заявил ранее заместитель министра обороны Юрий Борисов, для Минобороны переход на полный жизненный цикл боевой техники безальтернативен. Контракты на вновь поступившую технику уже должны содержать обязательства промышленности по сопровождению этой техники во время ее жизненного цикла.
«Нужно пересматривать подходы, переходить на организацию работы по жизненному циклу, когда от идеи через этапы НИР (научно-исследовательских работ), ОКР (опятно-конструкторских работ) до обслуживания на всем этапе эксплуатации был один ответственный, который бы сопровождал свою технику до последнего пункта», — подчеркнул Борисов.
Уже в этом году, по его словам, ведомство заключило несколько пилотных контрактов по обеспечению полного жизненного цикла вооружений и боевой техники с КамАЗом, Зеленодольским судостроительным заводом и авиазаводом «Авиастар» в Ульяновске.
По данным Минобороны, с 2010 по 2012 год постоянным жильем были обеспечены 139,2 тысячи военнослужащих. Это самые быстрые темпы предоставления квартир офицерам в постсоветский период, однако, на 1 января 2013 года, очередь снова выросла — на 33 тысячи человек.
«Во многом увеличению очереди способствовало резкое сокращение числа офицеров, что привело к дисбалансу строительства жилья и уменьшения численности армии. В этой связи, Сергей Шойгу предложил ввести новую систему обеспечения военных жильем — единовременные выплаты (ЕДВ) военнослужащим для строительства или приобретения жилья», — напомнил гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
Это должно сократить издержки на строительство, поиск и содержание квартир для военных, а также ускорит процесс получения жилья, указал эксперт.
«Переход на единовременную денежную выплату позволит свести к минимуму расходы, связанные с приобретением и строительством жилых помещений, содержанием незаселенных квартир, и избавиться от не свойственной Минобороны функции по строительству жилья», — заявил ранее сам министр обороны.
Шойгу добавил, что в настоящее время на содержание около 34 тысяч военнослужащих, находящихся в распоряжении и ожидающих увольнения в запас после обеспечения жильем, тратится примерно 32 миллиарда рублей ежегодно.
Ранее заместитель министра обороны Руслан Цаликов сказал, что размер единовременной компенсации за жилье для военных должен составлять не менее 3 миллионов рублей: это нижний предел для холостого военного, имеющего право на получение жилья. Минобороны планирует ликвидировать очередь на постоянное жилье к середине 2015 года.
По мнению председателя общественной организации «Офицеры России» Антона Цветкова, значительное ускорение решение жилищного вопроса для многих семей военных стало возможным потому, что Минобороны за год работы Шойгу на посту главы ведомства вошло в диалог с офицерами и стало считаться с их мнением.
«Сейчас практически все судебные решения исполнены, сменен руководитель департамента жилищного обеспечения, а общественный контроль над распределением жилья осуществляют офицеры», — подчеркнул Цветков.
С приходом Шойгу на пост министра обороны военное ведомство возобновило практику внезапных проверок российской армии, которые позволяют объективно оценить уровень боеготовности Вооруженных сил и наметить пути решения существующих проблем.
Первая за 20 лет внезапная проверка прошла в Центральном военном округе в середине февраля этого года, за ней последовало еще несколько подобных мероприятий разного масштаба в Западном и Южном военных округах.
В июле прошла внезапная проверка боеготовности войск Восточного военного округа, а в октябре оценена готовность к незамедлительному отражению удара врага сил ядерного сдерживания, Воздушно-космической обороны, флота и Дальней авиации.
Эксперты полагают, что внезапные проверки российской армии помогают не только понять реальную боеготовность Вооружённых сил и отработать тесное взаимодействие между всеми их элементами, но и приучить военнослужащих всех уровней к моментальному реагированию на возможные угрозы.
Шойгу не так давно заявил, что многие военные учения постепенно заменят на внезапные проверки. «Война сегодня носит другой характер, и нам необходимо этому учиться», — сказал Шойгу.
Как пояснил глава военного ведомства, сейчас к участию в учениях привлекается все больше видов вооружений, увеличиваются расстояния и площадь, на которой проходят маневры, и из-за этого учения становятся менее зрелищными.
«Реальная отработка различных сценариев и маневров будет с каждым годом все менее зрелищной за счет использования современного оружия и увеличения дальности поражения цели в море и на суше и, соответственно, многократного увеличения площади, на которой проводятся учения», — сказал глава военного ведомства.
Суворовцам — парад, армии — дивизии
Одним из первых решений Шойгу на посту министра обороны стало возвращение на парад Победы воспитанников суворовских и нахимовских училищ, которых прежний руководитель российского военного ведомства Анатолий Сердюков «с легкой руки» отстранил от участия в этом торжественном мероприятии.
Также Шойгу вернул в состав ВМФ легендарный крейсера «Аврора», тогда как при Сердюкове была подписана директива о расформировании военно-морского экипажа этого корабля и выводе его за штат ВМФ.
Кроме того, новым «строителем российской армии» была восстановлена почти ликвидированная в ходе реформ Сердюкова такая структурная единица, как дивизия.
Решением генерала армии Сергея Шойгу на базе воинских частей, дислоцированных в Подмосковье, были воссозданы гвардейская Таманская мотострелковая и Кантемировская танковая дивизии, которые в 2009 году при прежнем министре были переформированы в бригады, а дивизии оставались только в РВСН и ВДВ.
Научные роты, кибервойска и роботы
Еще одним нововведением Шойгу в должности министра обороны стала инициатива по созданию так называемых научных рот, в составе которых глава военного ведомства хочет видеть талантливых студентов вместе с преподавателями, выполняющих научно-технические работы в интересах военного ведомства.
В настоящий момент созданы уже две научные роты, до конца года их число должны довести до четырех. Предполагается, что научные роты будут прикреплять к профильным предприятиям «оборонки» и научно-исследовательским институтам.
Также министр отдает предпочтение робототехнике и беспилотникам, видя в них перспективные образцы вооружения российской армии.
По словам генерал-полковника Олега Остапенко, занимавшего должность заместителя министра обороны, во всем мире сейчас применяются и активно используются в вооруженных конфликтах свыше 27 тысяч робототехнических комплексов. По его данным, в Вооруженных силах США планируется к 2020 году довести долю безэкипажных средств до 30 процентов от общего состава боевых машин.
А вести боевые действия в случае войны в киберпространстве будет создающееся в армии по распоряжению главы российского оборонного ведомства так называемое киберкомандование, иными словами, «войска по борьбе с киберугрозами».
Помимо вышеупомянутых новшеств, Шойгу распорядился вернуть в армию прапорщиков, которых ранее в Вооруженных силах насчитывалось около 140 тысяч, однако по решению Анатолия Сердюкова, возглавлявшего тогда российское военное ведомство, к концу 2009 года все они были переведены на другие должности, сокращены или уволены в запас по другим основаниям.
Также волевым решением новоиспеченного министра планируется возвратить в строй офицеров-воспитателей, без которых, по словам самого Шойгу, он «не представляет армии».
Резюме
Назначение Сергея Шойгу министром обороны преследовало сразу несколько целей, полагают эксперты Центра политической информации.
Ситуация, в которой оказалось оборонное ведомство в конце 2012 года, требовала скорейших мер по стабилизации обстановки. За минувший год министру удалось наладить системный подход к работе и выстроить четкий план действий по реорганизации армии.
Кроме того, авторитет Шойгу, сложившийся за годы службы в МЧС, поможет пресечь коррупционную деятельность и оптимизировать уже заложенные в российской «оборонке» процессы, надеются наблюдатели.