Итоги мониторинга открытости военкоматов

ОВКНи в одном из проверенных военкоматов не оказалось специальных стендов с информацией о правах призывников – лишь редкие выдержки об отсрочке, либо об освобождении от призыва.
Мониторинг проводился с 7 по 15 июля Правозащитной инициативой «Гражданин и Армия» совместно с Объединенной Группой Общественного Наблюдения (ОГОН). Было охвачено более 20-ти военных комиссариатов в пятнадцати городах, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Воронеж, Казань, Самара, Тольятти, Уссурийск и другие.

«В своем исследовании особое внимание мы уделили тому, как военные комиссариаты информируют граждан о праве на альтернативную гражданскую службу (АГС), — говорит координатор межрегиональной кампании по мониторингу Александр Передрук. — Мониторинг разделился на два этапа: посещение военкоматов и их обзвон. При посещении активисты искали внутри информационные стенды и заполняли специально разработанную анкету, в которой отмечали наличие информации о статьях Конституции России и праве на альтернативную службу. При обзвоне военкоматов правозащитники задавали сотрудникам вопросы по альтернативной службе».

Среди всех отделов военных комиссариатов наихудшие результаты дал Уссурийск: помещение не оборудовано стендами, из всей доступной информации – лишь положения об ответственности граждан за нарушения законодательства в сфере призыва и редкие выдержки из ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В телефонном разговоре активисту сообщили, что конкретный сотрудник ничего про АГС не знает и уточнить информацию можно только лично.
Лучшие показатели у Казани — сотрудники военкомата обеспечили максимальный доступ к информации о правах призывников, в том числе о праве на АГС. Правда, дозвониться до них не удалось.
Что касается обеих столиц, то они не выделяются на общем фоне и ситуация различается здесь по районам.

Приятным сюрпризом стало то, что во всех городах активисты смогли попасть в военные комиссариаты, правда, некоторым из них пришлось предоставлять IMG_20140709_222503для этого документы, удостоверяющие личность. Однако в Мурманске при фотографировании активистами стендов, сотрудники военкомата заявили, что осуществлять фото- и видеосъемку запрещено. Визитеры поинтересовались нормативно-правовым актом, устанавливающим подобный запрет, но вместо ответа их настоятельно попросили «покинуть объект» под угрозой вызова полиции.

В целом ситуация с информационной оснащенностью оказалась не на высоте: в 80% случаев отсутствуют стенды с информацией об альтернативной службе. В остальных 20% информация зачастую далека от истины. Например, указаны старые сроки прохождения АГС: вместо 21 месяца – до 48 месяцев.
В 45% случаях в военкоматах не была представлена статья 59 Конституции РФ. И если даже она присутствовала на стенде, то, как правило, без указания третьего пункта — о праве на АГС. Лишь в Казани выдержка из основного документа страны была приведена в полном объеме.

IMG_20140709_012848Дела обстоят гораздо лучше с наличием информации о военной службе – почти в каждом военном комиссариате есть стенды о контрактной службе и о правах военнослужащих. Также в военкоматах размещают информацию о розыске преступников, статистику заболеваний в армии, объявления о наборе в колледж полиции, статьи об ответственности за уклонение от IMG_20140708_231744призыва на военную службу (ст. 328 УК РФ). В том числе на стендах есть сведения о том, как противодействовать коррупции (в 16% случаях), фамилии руководства военного комиссариата, контакты вышестоящих органов (в 30% случаев). Только в одном военкомате оказалась информация о том, как обжаловать решение призывной комиссии и что делать в случае незаконных действий при призыве.

При дистанционном анкетировании сильно искаженная информация об альтернативной гражданской службе была получена почти в 55% случаях. Кроме того, часть активистов не смогла дозвониться в военкоматы, другие не получили какую-либо информацию по причине «отсутствия специалиста», либо их вовсе отправили с поиском в интернет.

При ответах чаще всего правозащитники получали неверную информацию по срокам службы на гражданке – им называли цифры от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 8 месяцев. Другим распространенным заблуждением сотрудников военных комиссариатов оказалось уверенность в том, что право на альтернативную гражданскую службу имеют только «представители секты», а для замены военной службы на АГС необходимо «доказать убеждения» и «предоставить справку из религиозного учреждения». Во Фрунзенском ОВК города Санкт-Петербурга сотрудник военкомата даже стал отговаривать звонящего от намерений идти на АГС.

Зачастую неверно в военкомате представляют информацию и о местах прохождения альтернативной службы, а также пугают тем, что после прохождения АГС запрещено занимать должности на государственной службе, что совершенно не соответствует действительности.

Среди положительных моментов правозащитники отмечают дружелюбную и достаточно открытую форму телефонных разговоров и консультаций по вопросам альтернативной службы со стороны большинства сотрудников военкоматов.

IMG_1226

 

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий