Итоги мониторинга открытости военкоматов в Санкт-Петербурге

IMG_1226В рамках мероприятия по проверке открытости информации на призывных пунктах, проводившегося в разных регионах России, в Санкт-Петербурге было проведено анкетирование призывных пунктов на предмет, в том числе, открытости информации о праве на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую.
В докладе Верховного комиссара ООН по правам человека от 29 апреля 2013 года указано, что Российская Федерация выполняет рекомендации Комитета Министров Совета Европы от 1987 года об обязанности государства самостоятельно своевременно разъяснять права гражданам, подлежащим призыву на военную службу, и принимает меры к информированию о правах призывников и военнослужащих. Одной из целей анкетирования было соотнесение реального положения дел с информированием граждан о правах с данными рекомендациями.
Анкетирование было проведено почти во всех призывных пунктах г. Санкт-Петербурга.
Из положительных аспектов, которые были выявлены, можно отметить, что практически во всех призывных пунктах города на стендах имеется информация о надзорных органах. Только в призывном пункте г. Пушкин информация о надзорных органах на стенде отсутствует. В Выборгском и Петроградском районе информация о надзорных органах представлена только на стенде противодействия коррупции. То есть граждане не имеют возможности обратиться с места событий по иным фактам нарушений.
Следует отметить, что почти во всех призывных пунктах отсутствует информация об общественных организациях, в том числе и правозащитных. Во Фрунзенском районе имеется информация об общественной организации «Союз содействия призывникам и военнослужащим». Данный факт может свидетельствовать о том, что должностные лица, отвечающие за организацию и проведение призыва на военную службу, предпочитают решать проблемы и устранять нарушения путем обращения в органы государственной власти, стараясь оградить людей от организаций не подконтрольных государству. Также данный факт может свидетельствовать о степени доверия должностных лиц призывных пунктов действующим в сфере призыва общественным правозащитным организациям и их взаимодействии.
Отрадным является тот факт, что в большинстве призывных пунктов имеется информация о правах призывников, хотя иногда и не в совсем обычной форме. Так, на призывном пункте в г. Сестрорецк права призывников указаны фрагментарно цитатами без ссылок на нормативно правовые акты, из которых данные цитаты были взяты. Активист, проводивший анкетирование призывного пункта, отметил, что не понятно – приведены ли эти цитаты из нормативно-правовых актов в полном объеме, не известно — из каких документов взяты эти цитаты.
В тех призывных пунктах, где имеется информация о правах призывников, как правило, в полном объеме отражены только права граждан на предоставление отсрочки и на освобождение от военной службы. Исключением является Центральный район Санкт-Петербурга, где указана только ст. 23 Федерального закона, то есть право на освобождение от призыва на военную службу.
Стенды со статьями Конституции имеются примерно в половине призывных пунктов города. В большинстве случаев указаны только первые 2 пункта статьи 59 Конституции РФ, без указания пункта 3, в котором говорится о праве на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу.
Примерно в половине призывных пунктов на стендах имеется информация о праве на замену военной службы по призыву на АГС. Как правило, это выдержки из федерального законодательства. Особо стоит отметить в этой связи призывной пункт г. Колпино, в котором на нескольких стендах отражена информация о праве на АГС. Один из стендов размером примерно 1,5 м содержит  около десятка статей Федерального Закона «Об альтернативной гражданской службе».
Стоит также отметить случаи, когда стенды с информацией о праве на альтернативную службу имеются, однако скрыты от граждан. Так, в Петроградском районе стенд с информацией об АГС есть, однако расположен в помещении призывной комиссии и считать информацию о Конституционном праве на альтернативную службу открытой для граждан нельзя.
Почти на всех призывных пунктах имеется информация о членах призывных комиссий, что не может не радовать. При этом состав врачей-специалистов, проводящих освидетельствование, имеется далеко не во всех призывных пунктах. Встречаются случаи, когда состав врачей-специалистов, имеющийся на стендах, устарел и считать данную информацию объективной никак нельзя. Так, например, в Невском районе вывешен состав врачей-специалистов за 2013 год.
Необходимо отметить, что активисты, проводившие анкетирование, в основном без труда проходили на призывной пункт. Исключением является призывной пункт Петродворцового района, где сотрудник отдела военного комиссариата долго не пропускал активиста и пытался выяснить, зачем и на каком основании гражданин пытается пройти на призывной пункт.
Однако важно подчеркнуть, что мониторинг осуществлялся в самом конце призыва граждан, когда почти все мероприятия по призыву были завершены. По словам граждан, когда мероприятия по призыву в самом разгаре, доступ на некоторые призывные пункты затруднен.
При обзвоне военкоматов в целом активисты отметили искренность и доброжелательность сотрудников военного комиссариата в разъяснении права на АГС. Но и тут не обошлось без неприятных исключений – в двух районах Петербурга сотрудники военкомата при общении вели себя не дружелюбно, предоставленная ими информация полностью не соответствовала действительности. Например, по заявлениям сотрудников, юноши, проходящие АГС, «воют и волосы на себе рвут».
Существенной проблемой дистанционного этапа анкетирования оказалась невозможность дозвониться до многих военкоматов. Таким образом, можно сделать вывод, что информацию о своих правах по телефону у них получить не представляется возможным.
В одном военкомате (Калининский район) было сообщено, что информацию об АГС можно получить только на личном приеме у начальника призывного пункта. Все остальные сотрудники военкоматов, до которых удалось дозвониться, старались как могли разъяснить право на АГС, либо просили перезвонить, когда появится более компетентный в этом вопросе сотрудник, либо пытались соединить с другим сотрудником, способным разъяснить право на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. И хотя информация, предоставленная сотрудниками, была не всегда точной, а иной раз прямо противоречила закону, ни один из активистов не заподозрил, что введение в заблуждение относительно права на АГС было целенаправленным. Наиболее полно и точно и вежливо в рамках телефонного разговора была предоставлена информация в Василеостровском районе.

«Солдатские матери Санкт-Петербурга»

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий