Дважды в год в стране молодые люди от 18 до 27 лет призываются на военную службу. Это время становится особенно волнительным и тревожным для призывников и их родственников. Об организации контроля военный прокуратуры за работой военных комиссариатов и призывных пунктов, о деятельности по предотвращению коррупции в этой сфере в интервью агентству «Интерфакс-Урал» рассказал военный прокурор самого большого военного округа в России — Центрального военного округа генерал-лейтенанта юстиции Евгений Иванов.
— Евгений Вячеславович, расскажите, пожалуйста, о роли военной прокуратуры в организации призывной кампании.
— Сегодня в связи с незначительными сроками службы по призыву, наличием в войсках новейших образцов сложной военной техники возрастает интенсивность боевой учебы. Усиливаются физические и психологические нагрузки на солдата. И от того, насколько он готов их выдержать, напрямую зависит обороноспособность армии.
И как раз для качественного отбора юношей в армию участие прокуроров при призыве граждан в ряды Вооруженных Сил становится актуальным и необходимым.
Именно по этим причинам дважды в год, с момента начала призывной кампании нами организуются комплексные проверки военных комиссариатов и призывных пунктов, а во всех военных прокуратурах гарнизонов Центрального военного округа создаются консультационные пункты, где прокуроры ежедневно принимают граждан по вопросам призыва.
В первую очередь в ходе таких проверок обращается внимание на соблюдение прав граждан при призыве в армию, обеспечение законности в действиях призывных комиссий, в частности, при предоставлении отсрочек от призыва на военную службу и освобождении от нее.
Особое внимание, конечно же, уделяется выявлению и пресечению фактов коррупции, взяточничества и злоупотреблений со стороны должностных лиц, предупреждения призыва в армию негодных к военной службе. И это далеко не полный перечень вопросов.
— Общественные организации и родителей призывников в первую очередь тревожат житейские и бытовые вопросы: будет ли их сын одет и накормлен, окажут ли ему необходимую помощь в случае надобности, куда его направят и как его встретят в войсках. Проводились ли в этом направлении прокурорские проверки и каковы их результаты?
— Текущий план призыва в Центральном военном округе выполнен более чем наполовину. Призваны порядка 50 тысяч молодых людей. География их службы обширна, как и в предыдущие годы, она охватывает всю территорию России. Служить они будут в Военно-морском флоте, в сухопутных и пограничных войсках, в авиации, а кто-то пополнит ряды элитного Президентского полка.
Необходимо отметить, что предыдущая призывная кампания прошла в целом на позитивной волне. Давая оценку работы должностным лицам в этом направлении, хочу отметить, что в подавляющем большинстве военные комиссариаты и призывные комиссии свои обязанности выполняют добросовестно. Надеюсь, что и нынешний призыв не станет исключением.
В рамках подготовки к призыву сделано многое. Мы проверили все 29 военных комиссариатов субъектов России, расположенных на территории округа, сборные пункты. Они к приему молодого пополнения готовы. Организовано горячее питание. В первые же сутки призывники получают зимнюю военную форму. Созданы необходимые запасы не только продовольствия и обмундирования, но и медикаментов, а также вакцин для профилактики гриппа и других инфекций. Медикам запрещено отправлять в войска юношей с признаками инфекционных и простудных заболеваний.
Активно участвуют в этом процессе общественные организации. Например, представители общественной палаты Челябинской области не только посещают призывные пункты и воинские части, куда прибывает молодое пополнение, но и помогают призывникам психологически обустроиться в новых для них условиях жизни. Представители комитетов солдатских матерей Свердловской области на протяжении всей призывной кампании сопровождают будущих защитников к местам службы, в результате чего нарушения в пути следования практически исчезли. Конечно же, такая работа благоприятно сказывается на моральном состоянии молодого пополнения.
— Вы военный прокурор самого большого военного округа в России. Скажите, много ли поступает обращений, связанных с призывом, какие в них поднимаются вопросы, как они разрешаются?
— Нам очень помогает «обратная связь» с призывниками, их родителями и правозащитными организациями. Для оказания правовой помощи гражданам создано более 30 консультативно-правовых центров в городах России от Поволжья до Иркутска включительно. Их работа полностью оправдывает себя в плане получения информации и оперативного реагирования на нарушения.
В ходе весеннего призыва в упомянутые центры по телефонам «горячей» линии обратились свыше 1200 человек. В основном это вопросы консультационного характера, но были и проблемы, которые требовали нашего непосредственного участия.
В Ульяновске военной прокуратурой при рассмотрении обращения установлено, что на службу был незаконно отправлен призывник, обучающийся в высшем учебном заведении. По требованию прокурора решение о призыве было отменено, а незаконно призванный юноша возвращен домой.
В Омской области в ходе рассмотрения одного из обращений было выявлено, что медицинское освидетельствование граждан проводили врачи-специалисты, не включенные в состав комиссии, что повлекло признание незаконными принимаемых комиссией решений.
Конечно, этого можно было не допустить при ответственном отношении к порученному делу.
Всего же с начала текущего года военными прокурорами восстановлены права более тысячи граждан.
К этому следует добавить, что нами налажено тесное взаимодействие по всем этим вопросам с аппаратами уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, региональными организациями солдатских матерей, другими правозащитными и общественными объединениями.
— С каждым годом ситуация со здоровьем призывников в стране ухудшается. Как это отражается на работе призывных комиссий? Много ли случается ошибок в работе медицинских комиссий, и как прокуратура на это реагирует?
— Как гласит народная мудрость, не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибки случаются в любой работе, и в деятельности должностных лиц военных комиссариатов в том числе. Выявленные здесь нарушения преимущественно связаны с ненадлежащей работой по изучению личности призывника. В результате в российскую армию призываются лица, негодные или ограничено годные к военной службе, с неснятой судимостью.
Немного статистики. В период весенней кампании только на Урале, не прослужив и двух-трех месяцев, двенадцать солдат уволены с военной службы по здоровью. Причинами этого стали недостатки в медицинском обследовании призывников.
Так, в одну из войсковых частей в Еланском гарнизоне со сборного пункта военного комиссариата Челябинской области прибыл военнослужащий с инфекционным заболеванием, которое получено им до призыва. Несколько молодых людей из военного комиссариата Свердловской области в июне 2013 года призваны на военную службу без отметок о прохождении обязательной процедуры освидетельствования на ВИЧ-инфекцию.
Вот и приходится прокурорам «подчищать» за медиками и призывными комиссиями, добиваться увольнения из Вооруженных сил людей, которым категорически запрещено там находиться.
— Евгений Вячеславович, интересуют ли Ваших подчиненных изменения, которые отличают нынешнюю призывную кампанию от предыдущей?
— Конечно, мы отслеживаем эти вопросы. Для последних призывных кампаний характерно то, что они проходят в условиях наращивания усилий государства по привлечению в ряды контрактников и уменьшения доли в армии солдат-призывников. И это правильно, потому что сложнее становится техника, к ней должны приходить более подготовленные люди. Но, тем не менее, призыв был, есть, и я думаю, будет в обозримом будущем.
Из года в год мы отмечаем постепенное улучшение качественного состава и мотивации призывного контингента. Практически каждый пятый отправленный в войска молодой человек (например, в Свердловской области — 18%, в Тюменской -19%) имеет высшее профессиональное образование. Увеличилось число призывников, имеющих положительную мотивацию к военной службе.
Безусловно, это положительно сказывается и на общем состоянии законности. Я думаю, во многом благодаря этому улучшается состояние правопорядка в войсках. Число воинских преступлений, в том числе и связанных с неуставными отношениями, в Центральном военном округе снизилось более чем на 20%.
— Ни одно выступление по теме военного призыва, как правило, не обходится без разговоров о коррупции в этой сфере. Скажите, как обстоят дела в этом вопросе?
— Мы вынуждены констатировать, что, к сожалению, число коррупционных преступлений в деятельности должностных лиц военкоматов и других организаций не снижается. Преобладают факты взяток, превышения должностных полномочий и мошенничества. Работу по искоренению таких правонарушений ведем и будем впредь вести жестко. В этих вопросах мы опираемся не только на общественные организации, но и на непримиримую позицию к нарушителям со стороны командования округа.
В течение этого года возбуждено более 40 уголовных дел коррупционной направленности, связанных именно с призывом граждан на военную службу.
Есть и результаты. За взятки и злоупотребления в 2013 году осуждены бывший начальник отдела военного комиссариата Красноярского края по городу Минусинску Владимир Муринов и экс-сотрудники комиссариатов в Пензенской и в Томской областях Рашид Исянов и Юлия Лазуткина, которые незаконно освободили от призыва более десятка юношей.
Совместная работа военных прокуроров с командованием направлена на профилактику по предупреждению нарушений закона. Безусловно, одними лишь прокурорскими проверками это зло искоренить невозможно. Поэтому в работе по борьбе с коррупцией мы очень рассчитываем на помощь граждан, общественных организаций и средств массовой информации.
Хочу напомнить, что за консультацией по вопросам прохождения военной службы военнослужащие, призывники, их родственники и другие граждане также могут обратиться по телефонам военной прокуратуры округа: 8 (343) 355-32-91, а также на прокурорских участках военной прокуратуры ЦВО в городах Самаре (тел. (846) 339-91-71) и Новосибирске (тел. (383) 221- 49-69).