Как стать альтернативщиком?

851
1

Любой призывник по закону может рассчитывать на замену военной службы альтернативной гражданской службой, иначе – АГС. Те, кто выбирают этот путь служения Отечеству, иногда сталкиваются с абсурдной ситуацией, когда это самое Отечество видит в каждом призывнике будущего солдата и не хочет видеть ничего другого. И точку в этом вопросе зачастую может поставить лишь суд. В одной из таких ситуаций оказался призывник из Екатеринбурга Павел Колтышев.
Осенью 2010 года он подал заявление на замену военной службы на АГС начальнику отдела своего военкомата, так как имел то, что в законе обозначено как «личные убеждения, несовместимые с военной службой». Военкомат прислал ему «повестку в прошлое» с явкой на прошедшую дату. Павел обратился в военкомат за новой повесткой, а в прокуратуру – за разъяснением сложившейся ситуации.

Военкомату явно не понравилась излишняя грамотность призывника, и вместо новой повестки посыпались обвинения в уклонении и совет (от начальника военкомата Свердловской области) «сначала выполнять свои обязанности, а потом уже выдвигать какие-либо требования». Никаких требований Павел не выдвигал, а лишь просил прислать нормальную повестку и сообщить дату нового заседания призывной комиссии. Наверное, Павел тогда не задумывался, что призывной механизм уже застучал шестеренками и закон для этой машины далеко не на первом месте.

В один из воскресных вечеров к призывнику наведался странный гость. «Пришедший молодой человек назвал себя сотрудником военкомата, но отказался называть свое имя или показывать какой либо документ», – вспоминает Павел. Юноша сказал, что он занимается уклонистами, и, мол, если Павел отказывается идти навстречу по-хорошему, то будет по-плохому, с милицией. Когда визитер перешел на сленг и начал «загибать пальцы», Павел стал снимать происходящее на видео, и гость быстро сбежал.

В январе 2011 года начальник военкомата выдвинул обвинение в уклонении в адрес Павла Колтышева и пообещал передать материалы в прокуратуру. Ничего этого естественно не было сделано, так как действующего закона призывник не нарушал. «Комиссар тогда, видимо, еще не знал, что бумаги на его действия уже лежат в прокуратуре», – вспоминает Павел.

В начале апреля военкомат наконец удосужился вручить призывнику повестку с явкой на 6 апреля 2011 года. В этот день Павел, как законопослушный гражданин, явился на заседание призывной комиссии. «Со мной пришли мои представители из екатеринбургского «Мемориала», решившие меня поддержать», – говорит Павел. Представитель МВД Прокопьев В.А., увидев у призывника работающий диктофон, попросил немедленно его выключить. Павел не нашел законных оснований для этого, и диктофон продолжал запись. (Распечатка этой записи в дальнейшем ляжет на стол суда как одно из доказательств незаконности решения об отказе в АГС.) Члены призывной комиссии перекрикивали друг друга, крики становились все громче и уже были слышны в коридоре. Павел попросил пригласить своих законных представителей, дожидавшихся за дверью, и предоставил нотариальную доверенность. В кабинет вошел юрист, и мама призывника только после этого крики членов комиссии стали чуточку тише.

Павлу в разрез с федеральным законом предложили немедленно пройти медкомиссию. Он был согласен пройти ее лишь после того,  как будет удовлетворено его заявление на АГС. И ему вынесли единогласный отказ. Таким образом, легким росчерком шариковой ручки члены призывной комиссии сами определили дальнейшее развитие событий: призывник был вынужден обратится в суд. «Они даже пытались давить на моего юриста: спрашивали, как она может защищать такого, как я. По всей видимости, для членов призывной комиссии я был уже преступником, ведь по классике жанра обычно стыдят адвокатов, которые защищают преступников. А тот самый представитель МВД, намекнул, что у меня весеннее обострение», – вспоминает Павел.

Судебные разбирательства затянулись на несколько месяцев, и в это время военкомат не мог призвать Павла на военную службу. Дело было не простым и своего рода прецедентным. Шаг за шагом позиция ответчика разваливалась. Павлу предложили променять АГС на службу во Внешней разведке и даже в ФСБ, а неточность в протоколе объяснили отсутствием места на бумаге. В своих заявлениях ответчик обозначил, что у Павла нет никаких убеждений, а есть лишь негативное отношение к службе и к армии в целом. На стол судье легла интересная бумага – сфабрикованный рапорт сотрудника 7-го полка ППС Лебеткина А.В., в котором тот утверждал, что призывник выражался нецензурной бранью. «После такого количества грязи в мой адрес я понял, что призывная система в России стоит не на патриотизме и любви к Родине, а на банальном и мерзком вранье и солидарности должностных лиц», – говорит Павел.

Суд между тем отменил решение призывной комиссии, признав его незаконным. Для призывника это была долгожданная победа. Уже в начале июля 2011 года призывная комиссия Ленинского района приняла единогласное решение направить Павла на АГС. В настоящий момент Павел дожидается распределения Роструда, который определит ему место прохождения альтернативной гражданской службы.

Можно подумать, что на этом история и закончится, но Павел решил добиться компенсации судебных издержек. Военкомат открестился от незаконного решения, но отвечать за него не пожелал. «В суде представитель тогда уже распущенной на лето призывной комиссии сказала, что они не являются юридическим лицом, следовательно, о взыскании с них каких-либо сумм не может идти и речи», – говорит Павел. Районный суд уменьшил сумму судебных издержек, заявленную призывником, в четыре раза, и обязал военкомат выплатить ее Павлу. Это решение впоследствии было отменено областным судом и отправлено на пересмотр. Сейчас призывник ожидает очередного заседания. «Уже сейчас можно сказать, что заплатит либо городской, либо федеральный бюджет. То есть виновные не понесут никакой ответственности, более того –  продолжат принимать подобные решения», – уверен Павел.

После этой истории Павел стал заниматься вопросами призыва и АГС. На базе правозащитной организации «Мемориал» он дает бесплатные консультации призывникам и их родителям, занимается развитием и поддержкой созданного им проекта «альтернативщики.рф». «Любой призыв проходит с нарушениями, причем деятельность военкоматов для простых граждан не является прозрачной. Правовым мониторингом нужно заниматься, и я решил уделять какую-то часть своего времени этому вопросу», – говорит Павел.

Комментарии

К статье 1 комментарий
Paser2010

этот Павел — просто девочка , пускай стирает пеленки на своей альтернативной службе.

Ответить