23 сентября 2014 года Конституционный суд России проверит соответствие пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» главному юридическому документу страны.
– Данный закон, более известный как «закон об уклонистах», нарушает принцип запрещения двойного наказания. А именно он предусматривает возможность ограничить неопределенному кругу лиц возможность поступления на государственную или муниципальную службу, – поясняет Элла Полякова, глава правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», член постоянной комиссии по военно-гражданским отношениям СПЧ.
Поводом же для рассмотрения вопроса о конституционности закона стал запрос Парламента Чеченской Республики, чьи жители в последние годы на военную службу практически не призывались. Депутаты посчитали принятые в 2013 году поправки, ограничивающие доступ к государственной службе, являются необоснованными – закон установил запрет занимать должности государственных служащих лицам, не прошедших военную службу по призыву без наличия на то законных оснований.
Среди прочего одной из правовых коллизий стал тот факт, что действие нормы распространилось как на тех, кто только поступает на госслужбу, так и на действующих чиновников.
– В соответствии с действующим российским законодательством закон не может иметь обратной силы, за некоторыми исключениями, которых в рассматриваемом деле быть не может – рассказала Полякова.
Справка.
Принцип, запрещающий двойное наказание, закреплен в п. 7 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статье 4 «Право не быть судимым или наказанным дважды» Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в статье 50 Конституции РФ. Действие этого принципа, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ N 3-П от 19.03.2003, в силу своей конституционно-правовой природы не подлежит ограничению. Причём в соответствии с толкованием данного принципа Европейским судом по правам человека (см., например, Постановление Европейского Суда по делу «Градингер против Австрии» (Gradinger v. Austria), Постановление от 23 октября 1995 г. по делу «Франц Фишер против Австрии (Franz Fischer v. Austria) от 29 мая 2001 года), может быть признано, что лицо было подвергнуто двойному преследованию и наказанию за одно и тоже деяние даже в том случае, если одна из процедур, в рамках которых рассматривалось такое деяние, формально не была уголовно-правовой с точки зрения внутреннего законодательства. Тем более, что правовые последствия, которые предлагает ввести рассматриваемый законопроект (ограничение трудовых прав), по степени серьёзности сопоставимы с уголовным наказанием, что, с точки зрения практики Европейского Суда, делает формально административно-правовую природу предложенной в законопроекте процедуры не имеющей значения для применения вышеупомянутых норм Европейской Конвенции о защите прав человека и основных