Автор колонки — эксперт Рабочей группы по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте РФ, эксперт международного проекта «Общество и Армия», практикующий юрист (свыше 200 выигранных процессов по обжалованию действий и бездействий органов военного управления и призывных комиссий), директор Агентства Правовых действий.
e-mail: [email protected]
skype: maxim.burmitskiy
+79O57527493
Реформа вооруженных сил РФ в откровенном тупике, и тому немало причин. В основном принято говорить, что главный тормоз — это нехватка политической воли и откровенное противодействие многих высших чинов Минобороны и Генштаба. И это правда. Но я также уверен, что реформа в том виде, в котором она существует сегодня, обречена на провал в том числе и из-за отказа от перехода на комплектование вооруженных сил по контракту. Почему это так? Давайте попробуем разобраться.
В нашей стране в процессе обсуждения «взлетов и падений» той или иной реформы почему-то часто упускается из виду реакция общества и в первую очередь той его части, которой эта реформа адресована. Говоря об отношении нашего народа к армии и к ее реформированию, приходится отмечать фактическое массовое безразличие и потрясающую апатию даже со стороны тех, кто подлежит призыву. И дело не в том, что в России в принципе нет массовых протестов, как, скажем, были в США и Аргентине до того, как там отменили призыв. И не в том, что многие считают армию не институтом узаконенного насилия, необходимым для обороны государства, а этаким пионерским лагерем для закалки характера.
Самое интересное, что большинство из тех, кто вроде бы выступает против существующей системы призывного рабства, сами её поддерживают, прилагая к этому недюжинные усилия. Парадокс? Да. Первая и самая главная его составляющая — коррупционная. И те, кто на словах ненавидят «систему», не переваривают продажных врачей и сотрудников военкоматов, сами же старательно эту систему подпитывают взятками. Главное — «отмазать» чадо (или «откосить» самому), а там хоть трава не расти. С какой лёгкостью почтенные отцы семейств, добропорядочные матери и «продвинутая» молодёжь совершают преступление – причем не только с моральной точки зрения, но и, прежде всего, с точки зрения уголовного кодекса. О том, насколько это небезопасно для них же самих, я здесь комментировать не стану. Ясно, что жизнь, здоровье и благополучие превыше всего, но почему бы не потратить эти деньги — да нет, в разы меньшие суммы! — на обследование здоровья, на защиту своих прав законным путем? Финансовые затраты тут требуются значительно меньшие, защита своих любимых чад остается в рамках закона, а результат позитивен не только для самого гражданина, но и для системы в целом. И прежде чем заранее разувериться в эффективности нашего правосудия, многие ли из вас поинтересовались, какие существуют законные основания не быть призванным и насколько реально защитить свои права в суде? Какова судебная практика?
Столь распространенному пессимизму на этот счет и всеобщей апатии по отношению к призыву немало способствует и вера в мифы, активно распространяемые заинтересованными лицами от военного ведомства.
Первый, и самый горячо поддерживаемый взяточниками — якобы освобождение по состоянию здоровья могут получить только очень больные призывники. А это совсем не так: принимая в 2003 году «Положение о военно-врачебной экспертизе», Правительство РФ утвердило Расписание болезней, устанавливающее очень жесткий стандарт состояния здоровья для призывников. Фактически те нарушения функций организма, на которые большинство в гражданской жизни не обращают внимание, являются барьером на пути к возможности пройти военную службу по призыву. Да, существует достаточно запутанная система со множеством коллизий при определении категории годности, однако если перед походом на медицинское освидетельствование в военный комиссариат обратиться к специалистам – юристам и медикам, то можно без особых проблем и затрат (большинство обследований можно пройти в рамках ОМС в государственных и муниципальных медицинских учреждениях) подготовить документы надлежащим образом и получить законное освобождение от службы в армии.
Второй миф заключается в том, что вовсе не обязательно обращать внимание на состояние здоровья, зафиксированное при первоначальной постановке на воинский учет: дескать, все равно решение будет приниматься после 18 лет. На самом деле Генштаб, делая расчёт призывного контингента, опирается как раз на эти данные, равно как и призывная комиссия при вынесении решения о категории годности может критически отнестись к новым сведениям о состоянии здоровья, если ранее представленные говорят о том, что призывник полностью здоров.
И очень распространённый третий миф — что при получении отсрочек по различным иным основаниям (например, получение образования) уже не стоит уделять внимания состоянию здоровья: дескать, на несколько лет получил свободу, а там что-нибудь придумаю. Это тоже большое заблуждение. Впоследствии основание для отсрочки исчезнет, и призывная комиссия снова-таки скептически отнесется к документам, которые призывник предоставит лишь тогда, когда «гром грянул» — ведь ранее он считался здоровым. А в масштабе, так сказать, всей страны, коль скоро ранее наши призывники считались здоровыми, Генштаб будет на них рассчитывать, строя свои планы по призыву на год истечения их отсрочки.
Таким образом, не те, кто вопреки здравому смыслу рвется идти служить (их количество не очень велико), а те, кто не хочет в армию, но поддерживает существующую систему взятками и собственным пассивно-безразличным отношением препятствуют военной реформе. Такой вот российский парадокс. Власть не получает сигнала, что «низы» не хотят, а при отсутствии достаточной политической воли без этих сигналов реформа армии так и будет, к сожалению, буксовать.
Максим, Вы очень всё красиво излагаете. Но, к сожалению, «бодаться» с системой очень тяжело. Не далее, как сегодня, мои знакомые проиграли суд во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга по иску на действия врачей. Судья прислушивалась исключительно к военкомовскому юристу; никакие доводы и откровенные нарушения врачей-специалистов ею в расчёт не были приняты. Конечно, будем продолжать — кассация, и т.д., и т.п. Но идёт уже третий призыв, как мои знакомые не могут добиться правды. И как показывает практика, отменить решение суда сможет (дай Бог!) только третья инстанция. Чтобы проходить эти «круги ада» самим — на всё это нужно недюжинное здоровье, силы и ВРЕМЯ!!! Нанять профессионала — тоже не выход, на это нужны ДЕНЬГИ. И сейчас очень чётко прослеживается тенденция ухудшения ситуации для людей, не согласных с призывом вообще — и по здоровью, и по АГС. Вот посмотришь на всё это и подумаешь — действительно легче заплатить, пусть подавятся. Жизнь-то одна.
Валерия, в СПБ работают очень хорошие юристы от «Солдатских матерей», стоит обратиться к ним. А вообще, если не получается выиграть спор по существу, то можно просто воспользоваться «судебной отсрочкой» — т.е. обжаловать каждое решение о призыве и тянуть процесс до конца призыва — так до 27 лет или военкомат от вас отстанет значительно раньше
Максим, здравствуйте. С «Солдатскими матерями» сотрудничаем довольно тесно. Как раз от них юрист по имени Арсений, в общем-то, знакомых моих и подвёл. Просто не пришёл на заседание, как договаривались.
Валерия! А вы изначально ставите вопрос так, что у вас получается нервотрепка. Вы, я думаю, только попробовали посудиться и разочаровались — ах, суд не выиграть.
Ну и что?
Человек не идет в армию . Он заявляет позицию.Когда человек осознает, что он не чемодан, то его не взять в армию! Берут только вещи и чемоданы. Как скоро он добьется непосредственно получения военника — вопрос технический — призывом раньше- призывом позже — не принципиально.
Я не вижу в этом большой трагедии.
В армию не сдается, закон не нарушает, а остальное — ерунда.
Мы проводим семинары о том, как не доводя до плохого решения ПК , выстроить военкомат жалобами и судами по мелким нарушениям.есть занятия, есть книга, есть видео с семинаров, есть группа в контакте, где уже детали можно обсуждать.
Вам не хочется в это вникать. Вы, не научившись делать классический экзертис, попытались вертеть 32 фуэтэ. Не получилось. Ничего страшного.Встаем и начинаем систематически работать. Имея ВСЕ ресурсы, которы е мы людям организовали, сделать это не сложно. Только надо перестать вздыхать.
Лень вникать в медицину, пусть пишет парень на АГС, а потом вникнет в медицину и никуда не пойдет.
Эта нервотрепка и прализация воли происходит из страха. Вам кажется, что если Вы что-то не так сделаете, то мальчика в армию заберут. Ах, как это он еще призыв будет без военника!
А как только молодой человек и Вы чтеко заявили позицию НЕ ИДУ Я В АРМИЮ, то ВАм глубоко плевать, что «они» думают, говорят. Вы видите картину и Вы, а не «они» принимаете решение и делаете ход.
Мой совет. Смотрите Базовый правовой семинар, ходите на семинары по вторникам в 18.30.
И не трагедизируйте ситуацию
Елена, добрый вечер. Мы с Вами прекрасно знакомы, правда меня Вы знаете под другой фамилией.)) И людей, которые проиграли суд, тоже — это Иварс Овчинников. Да не в этом суть. Я лишь хочу сказать, что не нужно расписывать всё в «розовом цвете». Бороться со сложившейся системой — это очень трудно; и каждый, кто вступает на этот путь, должен это понимать. Как показывает практика, помогать особо никто не будет. Тот же Иварс уже выиграл два процесса у ВК (по поводу возбуждения административного дела и по прошлогодней позиции хирурга). Лично меня несколько обескуражила позиция юриста от «Солдатских матерей» — мало того, что он не дал парню свой телефон, а сам звонил только с телефона организации; мало того, что он уговорил Иварса перенести заседание, когда в первый раз не явился юрист от ВК, потому что ему, видимо, хотелось «сразиться»; так он ещё и не пришёл на суд. А это две огромные разницы — кто выступает против говорливого Емельянова — мальчишка или пусть не профессионал, но хотя бы специалист. И ещё. Не знаю, как Вам, но мне довольно тревожно видится ближайшее будущее в свете происходящего у нас на глазах установления единовластия. Даже то немногое, что прописано в законах и на что мы опираемся, отстаивая свои права (относительно воинской обязанности) — не соблюдается на местах, довольно трудно отсуживается в судах. И это сейчас. А что будет после выборов? Какие ещё инструкции, какие ещё механизмы получения контингента получат вояки в свои руки? Время уходит, а Вы говорите — ещё один призыв без военника. Чтобы ситуация поменялась коренным образом (лично для меня это — отмена призыва), нужно выходить на улицы. Но для этого у нас слишком низкая гражданская активность населения. Поэтому такая мера ничего, кроме вреда своей семье не принесёт.
Повторяю, всё здесь — лично моё мнение. Конечно, МОЖНО. Но очень сложно. Я пытаюсь последний призыв.
Иварс гораздо спокойней все воспринимает. И он достойно себя держит в суде. И никакой трагедии не ощущает. Вы наделали в процессе много косяков — это не страшно. Научаемся и действуем дальше. А как иначе? У Вас есть волшебные палочка? У меня нет. И у юристов нет.
У нас с Вами разные представления о задачах организации.
Граждане, а Иварс подал заявление на АГС или только по здоровью спорит?
Да, есть смысл в том чтобы бороться с системой законными методами. Но что делать, если состояние здоровья идти в армию позволяет, но желания нет абсолютно (опасения за собственные жизнь и здоровье)?
Тут уж, хотите не хотите, а иного пути кроме как взятка военкомовцам или врачам — у нас в государстве не предусмотрено.
Альтернативная служба — далеко не везде возможна и попасть на нее зачастую можно только путем той же взятки.
Грустно, но в отношении армии (лично мне) приходится признать что коррупция — меньшее из двух зол.