Новое Положение о призыве, как издевательство над правом

31 мая 2014 года вступила в силу новая редакция Положения о призыве.

Правовой эксперт правозащитной сети «Общество и Армия» Максим Бурмицкий комментирует возникшие в связи с принятием данного Положения изменения в процедуре призыва граждан на военную службу. Комментарий эксперта приведен ниже.

Комментарии к новой редакции Положения о призыве.

Правительству РФ понадобилось «всего» 7 лет, чтобы привести Положение в соответствие с изменениями, внесенными в Закон о воинской обязанности и военной службе в 2007 году.

Итак, рассмотрим те новации, которые предусмотрены новой редакцией Положения о призыве. Начнём с широко растиражированной «новости» о том, что новым Положением, якобы, изменен порядок оповещения призывников. Анализ обновленного Положения показывает, что этот порядок в действительности остался без изменений, и не совсем понятно для чего столь уважаемому СМИ, как Российская газета, понадобилось вводить народ в заблуждение. То ли потому, что ложь сегодня становится чуть ли не основой редакционной политики центральных российских СМИ, то ли потому, что автор публикации, мягко говоря, некомпетентен, и не удосужился почитать действующую редакцию Положения внимательно.

Одним из действительно важных изменений стало приведение полномочий военных комиссариатов в соответствие с их реально действующей (причем уже несколько лет) организационной структурой. Так, из Положения были исключены все пункты, ранее регламентировавшие призыв офицеров запаса (которые по закону не призываются с 2008 года).

Еще одним, хотя и не столь значимым, изменением стала отмена пункта 23 Положения, ранее регламентировавшего руководящие и контрольные функции региональных призывных комиссий; его содержанием дополнен п.3 Положения в новой редакции.

Основная же новация одна — внесение в новую редакцию Положения раздела, описывающего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу без законных на то оснований. Это нововведение по существу наделяет призывную комиссию квазисудебными функциями (так как до 2014 года признание законности или незаконности не прохождения гражданином воинской службы по призыву происходило только в судебном порядке). Данные нормы появились в Положении только сейчас, несмотря на то, что п.1.1. ст. 28 Закона о Воинской обязанности и военной службе, которым предусматривалась данная процедура, содержал отсылку к Положению о призыве с начала 2014 года. Но в российских правовых реалиях — 5 месяцев отсутствия процедуры – это, конечно, не срок, а уж тем более в переполненном дефектными и фиктивными нормами законодательстве, регламентирующем воинскую обязанность и военную службу.
Важнее то, что, во-первых, в Положение так и не внесены нормы, уточняющее статус Призывной комиссии, таким образом, внесудебно подвергать граждан РФ бессрочному квазиуголовному наказанию (а до сих пор только Уголовный кодекс в РФ вводил наказание в виде запрета на определённую деятельность), лишая их возможности работать на государственной службе, будет орган, не только не являющийся юридическим лицом, но и вообще не имеющий чёткого правового статуса.
Во-вторых, процедура, в соответствии с которой гражданин будет подвергнут подобному наказанию, упрощена до предела:
— решение выносится на основании документов воинского учета или же одной справки из военкомата;
— решения по данной процедуре принимаются на заседании, проводящемся раз в месяц (а то и реже), т.о. на одном заседании судьба граждан будет решаться фактически «оптом»;
— личное присутствие гражданина необязательно (де-факто это означает, что его на заседание никто и не позовёт, поскольку пояснения гражданина Призывную комиссию не интересуют);
— решение считается правомочным, если на заседании присутствует более половины членов призывной комиссии, т.е. комиссии даже не надо собираться в полном составе.

Фактически процедура квазиуголовного наказания будет проходить следующим образом — военный комиссариат подготовит список граждан, которые, по их мнению, не служили в армии без законных на то оснований, а призывная комиссия быстренько этот список перенесёт в  протокол заседания. Т.е. всё будет поставлено на поток, и решения проштампуются еще быстрее, чем сталинские «тройки» выносили приговоры, без каких либо вариантов защиты гражданина.

Однако есть и немного позитива во всём этом издевательстве над правом.
Первое — так и не появилась дефиниция термина «уклонист», значит по-прежнему таковым можно считать только граждан осуждённых по 328 УК РФ за уклонение от призыва, и применение этого термина в отношении других граждан является ни чем иным, как клеветой.
Второе — наряду с теми, кто пользовался отсрочками и освобождениями, не может быть признан незаконно не служившим тот, в отношении которого решения призывных комиссий были отменены. Т.е. тот, кто не поленился обжаловать их в суд. Так что квазиуголовное наказание не грозит тем толковым призывникам, кто знает свои права и борется за них.

Максим Бурмицкий
Май 2014

Комментарии

К статье 1 комментарий
Олег Дарутин

Редкостный бред человека который даже не живет в стране про которую пишет. почитал на сайте, вывод один сделал под видом помощи призывникам идет красной ниткой полоскания мозгов, такие как Максимка это люди не имеющие не родины, ни совести, ни ответственности.

Ответить