О применении ССО в свете событий в Украине

1266
0

Чуть больше года назад мало кто придал значение появлению в составе ВС РФ,  так называемых,  Сил специальных операций – своеобразный ответ натовцам, которые, дескать, такие силы уже четверть века как используют в своих интересах. Сердюков эту идею слил в 2012 году, а вот Шойгу в 2013 решил реализовать. Командование специальных операций было создано в начале марта 2013 и ему, в частности, планировалось подчинить центр специального назначения «Сенеж», бригаду спецназа одного из военных округов, вертолетную эскадрилью из Торжка, а также эскадрилью военно-транспортных самолетов Ил-76, дислоцированных под Тверью. Честно говоря, тогда эта новость скорее воспринималась как бред, тем более что действия таких ССО однозначно попадают под действие УК РФ. Собственно говоря, кроме жизнерадостных реляций об успешных учениях одного их подразделений в КБР в апреле прошлого года, больше особых новостей про ССО и не было. Пока что-то похожее на эти силы не было замечено в Украине.

И тут пытливые и любознательные нашли репортаж Вести 24 о тех учениях годовалой давности, а там прямо  всё разложено по полочкам:
— войска для операций на сопредельных территориях
— войска воюющие в мирное время
— использование чужой военной формы
— войска, которые создают «внутренние проблемы» в других государствах, раскачивают политическую систему и дестабилизируют обстановку
— создают и тренируют » партизанские отряды»
— устраняют без всяких санкций лидеров и т.п.
А теперь небольшая юридическая справка о правовых основаниях использования таких сил в несанкционированных официально операциях:  таковые полностью отсутствуют, зато в наличии целый букет статей УК РФ, под которые попадают бойцы ССО ( и те, кто их послал), в случае участия в операциях на чужой территории без международных санкций. Например, таких:
1. ст. 353 УК РФ — ведение агрессивной войны. Для тех, кто думает, что можно разграничить мифическую защиту «русскоязычных» и агрессию, поясню — понятие агрессии сформулировано в резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1974 г. и предполагает “применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций”. Актом агрессии, в частности, признается засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, осуществляющих применение вооруженной силы против другого государства.
Умыслом виновного лица охватываются конкретные обстоятельства подготовки, развязывания или ведения агрессивной войны, их опасность для международного мира, а равно желание совершить подобные действия. Не имеют значения мотивы преступного посягательства, хоть защита угнетённых, хоть защита чьих то финансовых интересов.

2. ст. 356 УК РФ — Применение запрещенных средств и методов ведения войны.

Что характерно, действия ССО так же попадают под ст. 359 УК РФ — наемничество, так как наемником (примеч. 4 к ст. 359 УК РФ) признается лицо:
а) действующее в целях получения материального вознаграждения;
б) не являющееся гражданином государства — участника вооруженного конфликта или военных действий;
в) не проживающее постоянно на его территории;
г) не направленное в эту страну для выполнения официальных обязанностей (например, в составе миротворческих сил или группы наблюдателей ООН).

Поэтому, я думаю, бойцам ССО и тем, кто их посылает, надо это иметь в виду. Хотя те, кто их посылает власть уже мирно не отдадут. А вот бойцы вполне могут стать не только пушечным мясом, но и уголовниками.

Максим Бурмицкий, правовой эксперт правозащитной сети «Общество и Армия».

Полный текст здесь

 

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий