Офицер о зачистке полигона Ашулук от снарядов

1235
0

В  Комитет солдатских матерей Астраханской области (АРОО КСМ)   обратился командир инженерно–саперного взвода в/ч 11361 г. Нахабино, лейтенант Вячеслав П-кий, на которого 20 сентября текущего года было заведено уголовное дело   по ч.3 ст.293 УК («халатность»)  в связи с гибелью  14 августа 2013 года  на полигоне Ашулук двух солдат срочной службы.  19-летний Андрей Леонов из Тулы и 21-летний Дмитрий Решетов из Подмосковья погибли в результате взрыва боеприпаса  при выполнении работ по расчистке полигона от  оставшихся  снарядов.

Лейтенант  был вынужден прибегнуть к помощи правозащитников, так как, согласно его заявлению, в отношении него применяется  обычная практика военно-следственного отдела (ВСО) по Каспийской флотилии:  расследуя уголовные дела по фактам гибели военнослужащих на полигоне  Ашулук, следствие   всякий раз находит «стрелочников из числа младших офицеров».   

В своем заявлении  лейтенант  также   изложил факты грубейших  нарушений, допускаемых  должностными лицами  Западного военного округа и командованием части, рассказал  о бездействии  отдельных чиновников  Минобороны РФ  и  органов военной прокуратуры.

Описанная офицером ситуация, в том числе, подтвердила данные  правозащитников о том, что на полигоне игнорируются требования по обеспечению безопасности  и солдат  фактически продолжают использовать как бесплатную и бесправную рабочую силу для выполнения задачи по очистке полигона от взрывоопасных предметов (ВОП).  

То, о чем рассказал лейтенант, вызывает, мягко говоря, недоумение, как такое могло произойти, куда смотрели высокопоставленные «чины»? Например:

1. Несмотря на строгий запрет  на перемещение любых ВОП, содержащийся в  «Наставлении по очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов», утвержденного Приказом МО РФ № 1200 от 27.07.2011, и Приказе МО РФ № 150 2010 г. «Об учебно-материальной базе ВС РФ», командиров групп и солдат заставляли вручную складировать найденные  ВОП в кучи, а затем также вручную загружать  их в автомобили.

2.  Пунктом 177 «Руководства по организации выполнения требований безопасности» и пунктом  69 «Наставления», во время проведения соответствующих работ предусмотрена необходимость создания отдельных групп разминирования  и уничтожения ВОП,  которые должны следовать на удалении 2 км от цепи военнослужащих, обнаруживающих ВОП и (только!)  выставляющих веху (красный флажок). Однако по приказу командира части 13,  при проведении данных работ 14.08.2013 г. военнослужащие  1-5 групп фактически выполняли одновременно задачи, как поиска, идентификации, так и  уничтожения   найденных  ВОП.

3.  Согласно п. 178, 180  Приказа МО РФ № 150,  обнаруженные снаряды, мины, ВОП, а так же места их предполагаемого нахождения в грунте, трогать запрещается. Сбор и перемещение  с места снарядов, авиабомб, мин в целях их группового   уничтожения категорически запрещается! Пунктом 165  «Наставления» также категорически запрещается поднимать, сдвигать с места, бросать и разбирать любые ВОП. В соответствии с данными требованиями и нормами, начальником штаба   ЗВО  генерал-лейтенантом А. Картаполовым  в телеграмме   26/419 от 12.04.2013 г. даны указания командованию части к  исполнению на полигоне   Ашулук.    Судя по ситуации, данные указания не выполнялись.

Офицер сообщил,что с  3 августа 2013 года исполнять обязанности командира батальона разминирования   должен был  подполковник Д.Колченко. Однако по неизвестной офицерам причине в день трагедии – 14 августа – он на место проведения работ не выезжал.

В тот день по указанию и.о. комбата подполковника  руководил работами по очистке территории   старший лейтенант Р. К-нко, который в нарушение приказа командира в/ч 11361, самостоятельно соединил     личный состав  1 и 3  групп и приказал загружать  ВОП    в   кузов УРАЛ-4320. Сам лейтенант П-кий в момент ЧП  находился у К-нко (по его требованию) для уточнения задачи.

Также стоит отметить, что   лейтенанту П-кому    вменяют в вину  гибель двух и  более людей, хотя погибший  солдат  Решетов, согласно приказу командира части,  находился в подчинении  ст. лейтенанта К-нко.  

Та информация, о   которой  я  расскажу    далее,         заслуживает,  по моему мнению,  внимания лично Министра обороны РФ и  главного   военного     прокурора.   Я   не  пытаюсь им диктовать условия, я лишь прошу разобраться в   ситуации, прекратить гибель людей и пресечь попытки отдельных должностных лиц переложить ответственность на других.  

На полигоне также были допущены   следующие непозволительные   нарушения: 

— при   проведении работ группы разминирования не были обеспечены санитарным транспортом и врачом, хотя согласно п. 187 «Наставления», выполнение работ по очистке местности от ВОП  без медицинского обеспечения и плана эвакуации пострадавших  ЗАПРЕЩЕНО;

— в соответствии со ст. 179 «Наставления» при организации работ по очистке полигона  от   ВОП  предусмотрены необходимые средства индивидуальной защиты, а именно шлемы со щитками для защиты лица, однако солдаты  не  были ими обеспечены;

— в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 925 от 14.09.2012 г., для выполнения работ по утилизации  боеприпасов должны привлекаться специально обученные,   имеющие лицензию на право данной деятельности специалисты, тем не менее, к опасным работам продолжают привлекать необученных солдат и офицеров, даже не обеспечив их соответствующими средствами защиты.

Остается констатировать, что, несмотря на усиленную работу правозащитников, проводимую при поддержке омбудсмена, на направляемые нами в Минобороны  РФ, следственные органы и прокуратуру  материалы и отчеты о нарушении закона на полигоне Ашулук,  ситуация  в лучшую сторону не меняется: необученные солдаты  продолжают грузить ВОП,  а проверки, проводимые должностными лицами, не выявляют нарушений.

Даже при посещении полевых лагерей  30 августа 2013 г. делегацией в составе депутата ГД РФ Огуля Л.А., военного прокурора ККФл и правозащитников, командование бригады всячески скрывало истинные причины гибели и травматизма.

Все факты, которые сообщил нам офицер, мы изложили в обращении на имя Уполномоченного по правам человека в РФ. Мы также  обращаем внимание омбудсмена и на то обстоятельство, что следователь ВСО по Каспийской флотилии безосновательно отклоняет все ходатайства  о проведении дополнительных следственных действий по факту гибели в августе на полигоне Ашулук солдат, тем самым не давая возможность установить лиц фактически виновных в их гибели. Мы  просим Уполномоченного по правам человека в РФ  оказать помощь в сложившейся ситуации.

Напомним,   сразу после очередного случая трагической  гибели   на полигоне Ашулук солдат, Комитет солдатских матерей Астраханской области направил Уполномоченному по правам человека в РФ   обращение с ходатайством о  принятии соответствующих мер.  По поручению омбудсмена на полигон Ашулук была направлена делегация в составе АРОО КСМ,  Уполномоченного по правам человека в Астраханской области,  военного прокурора Каспийской флотилии и депутата Государственной Думы РФ.    Несмотря на явное противодействие со стороны зам. командира бригады Западного военного округа  работе делегации,  правозащитникам удалось собрать достаточно информации об имеющихся нарушениях, приводящих к  необоснованному  риску и гибели людей.

После инспекции мы пришли к выводу: то,  что в настоящее время происходит на полигоне, по сути,  не отличается от  работ по утилизации, проводимых здесь в  2011-2012 гг., только теперь они называются  работами по очистке и уничтожению оставшихся боеприпасов.

В прошлом году правозащитным организациям при содействии Уполномоченного по правам человека в РФ  В.П. Лукина удалось добиться от Минобороны обещания не привлекать солдат срочной службы к работам по утилизации устаревших боеприпасов на полигонах. Многочисленные обращения к правозащитникам об ужасном положении солдат, привлекаемых к данным работам, и правозащитные инспекции полигонов свидетельствовали о том, что солдат используют там как рабскую силу, не обеспечив им, ни элементарных бытовых условий, ни безопасность, ни охрану здоровья.

К началу  2013 года Минобороны доложило о  прекращении использования труда срочников на работах, связанных с утилизацией боеприпасов. Однако вскоре солдат начали вновь направлять на полигоны для очистки их от оставшихся боеприпасов.      

 

Анатолий Салин, эксперт  по правовым вопросам Комитета солдатских матерей Астраханской области, эксперт Совета при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества 

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий