Ранее юристы организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» и Правозащитной инициативы «Гражданин и армия» добились признания незаконной отмену решения призывной комиссии о замене пацифисту военной службы на АГС.
Напомним, что в ноябре 2016 года призывная комиссия единогласно приняла решение о замене жителю города Шадринска Курганской области Егору Каратаеву военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (АГС). Однако спустя несколько дней призывная комиссия отменила собственное решение о предоставления призывнику права пройти альтернативную службу и выдала молодому человеку повестку для призыва в вооруженные силы.
Имея убеждения против военной службы, Егор отказался приходить в военкомат на призывные мероприятия. 19 января 2017 года против пацифиста возбудили уголовное дело. Следователь следственного отдела по г. Шадринску Следственного управления Следственного комитета России по Курганской области заподозрил его в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации (уклонение от призыва на военную службу).
Егор Каратаев обратился за помощью в правозащитную организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга», сотрудники которой увидели в действиях государства нарушение права пацифиста пройти службу без оружия в руках и сопряженного с ним права на свободу убеждений совести и религии, гарантированного положениями Конституции России и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При помощи юриста «Солдатских матерей Петербурга» Александр Передрука и юриста правозащитной инициативы «Гражданин и армия» Арсения Левинсона молодой человек обжаловал решение призывной комиссии об отмене заключения о замене военной службы на альтернативную гражданскую в Шадринский районный суд Курганской области, который встал на сторону призывника.
В ходе уголовного дела в отношении Егора Каратаева защита настаивала на оправдательном приговоре, так как неявка пацифиста по повесткам в военкомат не образовала состав преступления.
«Государству было достоверно известно, что Егор имеет убеждения, противоречащие несению военной службы, и имеет право пройти службу без оружия в руках. Это подтвердил и Шадринский районный суд, ранее по нашему иску признав отмену решения призывной комиссии о замене Каратаеву военной службы по призыву на альтернативную службу незаконным. Поэтому Каратаев не является субъектом преступления», — отмечает юрист Арсений Левинсон.
«Каратаев защищал собственные убеждения, реализуя конституционное право на альтернативную гражданскую службу, что не может расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы. Это полностью согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определении от 22 мая 1996 года № 63-О», — пояснил юрист Александр Передрук