Пневмония: болезнь не из лёгких

697
1

Десятилетиями об «учебке» в городе Острогожске Воронежской области рассказывали и писали только позитивно. Отдельная учебная бригада того заслуживала. Поэтому многие родители в Центральной России мечтали, чтобы их сыновьям довелось начать службу по призыву именно там. Но в июле и в сентябре в госпитале скончались двое военнослужащих по призыву из этой части. Две смерти и последовавшая затем вспышка пневмонии в конце сентября вызвали значительный общественный резонанс и, к сожалению, поставили под сомнение репутацию учебной автомобильной бригады.

Неочевидные причины

Анализ заболеваемости простудными заболеваниями военнослужащих по призыву в Острогожске в июне – августе 2011 года свидетельствовал о снижении уровня заболеваемости в сравнении с 2010 годом в 2 раза, с 2009 годом в 4 раза. Тем не менее после 20 августа в одной из учебных рот были отмечены первые случаи пневмонии. С начала сентября количество военнослужащих, заболевших простудными заболеваниями, резко возросло. Однако и в сентябре уровень заболеваемости не превышал среднестатистических показателей (поэтому термин «эпидемия» некорректен). Ключевую роль в общественном сознании сыграли две смерти военнослужащих, хотя напрямую они с массовой заболеваемостью не связаны, так как произошли несколько раньше.

2-5 октября в Острогожске под руководством начальника 6-го управления Главного управления кадров Минобороны РФ генерал-майора Михаила Синюкова работала комиссия Минобороны. Изучали обстановку и принимали меры военные прокуроры и специалисты ФГУ «988-й ЦГСН» Минобороны России. Согласно выводам проверяющих массовое заболевание пневмонией было вызвано холодом и отсутствием горячей воды в казармах, невозможностью просушить форму, а также низкой обеспеченностью медпункта лекарствами. В связи с этим приказом командующего войсками Западного военного округа командир учебной бригады и начальник медпункта были отстранены от должностей.

9 сентября для борьбы с инфекцией в Острогожск оперативно перебросили значительные силы и средства военной медицины. К примеру, бригада из трёх терапевтов Подольского окружного госпиталя в течение месяца ежедневно занималась обследованием и лечением больных непосредственно в лазарете бригады. Мобильная лаборатория и врач-рентгенолог из Воронежа обеспечивали то качество рентгеновских снимков, которое позволяло диагностировать пневмонию на ранних стадиях заболевания. Медпункт незамедлительно получил необходимые медикаменты. Всех заболевших пневмонией отправляли на лечение в воронежский филиал окружного госпиталя. И месяц спустя обстановка в учебной бригаде стабилизировалась.

С 6 октября казармы начали отапливаться, по прямому предназначению начали функционировать комнаты для сушки обмундирования, в спальных помещениях было организовано кварцевание воздуха, а утреннюю зарядку заменили утренней прогулкой. Во всех казармах появилась горячая вода. Помещения убираются и дезинфицируются трижды в сутки. Питание в солдатской столовой – на высоте, дополнительно выдаются лук репчатый и поливитамины.

Как служить дальше?

После эпидемиологического потрясения пришло время подумать о будущем. Скоро на место выпускников придёт пополнение осеннего призыва. Более того, Главное автобронетанковое управление Минобороны планирует с 1 ноября готовить на базе острогожской «учебки» контрактников из всех округов потоком свыше 1.300 человек.

По Уставу внутренней службы на одного человека положено 12 куб. м воздуха. В бригаде по казарменному метражу допустимо размещение 1.614 человек. Прибавление контрактников либо превысит допустимую норму размещения в два раза, либо потребует установки в ноябре палаточного лагеря с печным отоплением. Как тут избежать рецидивов инфекционных вспышек?

Полностью изолировать бригаду от общества невозможно (вода, продукты, контакты, встречи и два призыва в год). И чтобы инфекции не превращались в оружие массового поражения, необходимы превентивные медицинские меры. Специалисты предлагают, к примеру, делать прививки до призыва, чтобы хватило времени на формирование специфического иммунитета до начала жизни в воинском коллективе.

Быть может, следует доукомплектовать форму новобранца защитной марлевой повязкой?

Уже сегодня, когда встаёт вопрос об увеличении числа военнослужащих по контракту, необходимо пересмотреть штат медицинской службы бригады. По мнению специалистов, существующий штат реально не соответствует количеству личного состава части, а поликлиника не соответствует инфекционным угрозам: 20 коек лазарета и всего один действующий терапевт на две тысячи военнослужащих. Ещё двух терапевтов, которые согласились бы работать с огромной нагрузкой за 8 тысяч рублей, в Острогожске не нашлось, должности вакантны. Отсутствует ставка врача-рентгенолога…

Согласно руководящим документам расчёт необходимого количества медикаментов идёт от упомянутых 20 коек, а не от 1.830 военнослужащих по призыву. Годовая норма воинской части – всего 116 упаковок недорогого иммуностимулятора – дибазола, а реальная потребность – как минимум 2 тысячи упаковок.

Относительно подобных медицинских препаратов командир бригады полковник Александр Цыбульников и начальник медслужбы капитан медицинской службы Александр Золотавин отправляли тревожные заявки и дополнительные обоснования в медслужбу ЗВО ещё в апреле 2011 года, однако к ним не прислушались. А ведь обращения были аргументированы, подкреплены цифрами.

Пятилетняя статистика по заболеваниям пневмонией и ОРВИ в бригаде неутешительна: в среднем 540 случаев пневмонии и более 1.000 случаев ОРВИ в год на 4 тысячи человек. Это значит, что около 10 процентов военнослужащих просто обречены на пневмонию, а 25 процентов – на ОРВИ. Но эти цифры по-настоящему встревожили всех только после смерти второго за три месяца военнослужащего.

…Сегодня бригада решает задачи по предназначению, живёт и функционирует нормально. Занятия в классах и на полигонах продолжаются. В целом плановая трёхмесячная подготовка завершена, начинаются отправки специалистов в войска. И тем не менее чувствуются тревога и неудовлетворённость. Что будет после отъезда мобильной рентген-лаборатории и квалифицированных специалистов из Подмосковья и Воронежа? Когда и каким образом будет создана новая, столь актуальная система профилактических мер? Подобные вопросы волнуют очень многих военнослужащих, их родителей и всех, кому небезразлична судьба отдельной учебной бригады. А может быть, и Вооружённых Сил?

Да, коварная пневмония на этот раз отступила, однако тайна ежегодно повторяющихся инфекционных вспышек не раскрыта, закономерность не выявлена. В то же время результаты исследования эпидемиологической ситуации показали наличие девяти разновидностей вирусов у больных пневмонией и ОРВИ. По мнению специалистов, это означает, что вирусы попали в воинскую часть извне. Документально подтверждено: «Источник инфекции (возможный, вероятный) не установлен. Фактор передачи инфекции: окружающий воздух».

Так что проблема сложнее, чем «плохой командир» или «нерасторопный начмед». Командир части отвечает за всё, но не за количество и активность вирусных штаммов.

Продолжается следствие. Окончательный вердикт за судом. Очевидно одно: к сложной проблеме надо подходить комплексно, а не просто выявлять и наказывать виновных. Самое важное – сделать выводы и не допустить повторения трагедии.

Комментарии

К статье 1 комментарий