По пять лет колонии за пытки в ВДВ

Военный суд вынес приговор по делу о доведении до покушения на самоубийство

24 июня 2014 года Рязанский гарнизонный военный суд вынес приговор по делу о доведении до покушения на самоубийство срочника 137 гвардейского парашютно-десантного полка Даниила К.

Суд приговорил каждого из трех сержантов, издевавшихся над солдатом, к пяти годам лишения свободы. Кроме того, судья частично удовлетворил требования юриста  Арсения Левинсона, представлявшего по доверенности интересы потерпевшего солдата в суде, о возмещении морального вреда в размере 900 тысяч рублей.

На военную службу Даниил К. пошел с энтузиазмом, гордился тем, что попал в ВДВ. В первые дни все было неплохо, но после подписания рапорта на контракт и перевода в другую роту его начали систематически избивать и морально унижать старшие по званию военнослужащие.
При этом солдат не нарушал Устав, не совершил каких-либо дисциплинарных проступков и не высказывал оскорблений в отношении избивавших его сержантов. Били его по надуманным предлогам – не понравилось, как нес патроны, мыл пол и т.п. В основном били кулаками и ногами в грудь, а также по ногам, голове, лицу.

Избиениями не ограничивалось. После отбоя сержанты регулярно заставляли срочников отжиматься, стоять на голове, приседать, «качать» пресс до изнеможения. В дополнительных упражнениях у призывников не было необходимости, так как они добросовестно работали во время физподготовки. Но подобным образом сержанты утверждали собственное превосходство, демонстрировали, что они начальники.

Со временем моральные и физические издевательства не только не прекратились, но стали принимать еще более жесткий и унизительный характер. В результате систематических издевательств, доведенный до физического и морального истощения, несколько суток не спавший, 13 августа 2013 года Даниил выстрелил себе в голову из автомата АК-74.

Солдата с огнестрельным сквозным проникающим ранением головы нашли сослуживцы, он сразу был доставлен в Рязанский военный госпиталь, где ему была проведена срочная операция.
Ранение оказалось очень серьезным, врачи не надеялись спасти Даниила. Однако солдат выжил. На данный момент он еще находится на лечении. Даниил не может самостоятельно передвигаться, с трудом говорит. Кроме того, ему требуется и психологическая реабилитация, чтобы избавиться от состояния пережитого ужаса и унижения. Но для военнослужащих по призыву бесплатная психологическая реабилитация не предусмотрена.

На протяжении всего периода лечения ни один из издевавшихся над солдатом сержантов даже не поинтересовался состоянием раненого. Только накануне судебного заседания сержанты звонили и извинялись. К чести родителей Даниила, они приняли извинения, разговаривали с сержантами и были готовы на заключение соглашения о добровольной компенсации морального вреда, но обвиняемые ничего для этого не предпринимали и не пытались загладить причиненный вред.

С самого начала командование воинской части фактически стало покрывать сержантов, и уголовное дело на них не было заведено.

24 ноября 2013 года в правозащитную организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга» обратился отец Даниила, который попросил помощи в привлечении к ответственности командиров воинской части №41450, подвергавших его сына моральным и физическим пыткам.

Вероятно, командование надеялось все замять, так не ожидало, что тяжело раненный военнослужащий сможет заговорить. Но солдат смог дать показания. Благодаря этому удалось отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Стоит особо отметить, что военно-следственное управление и военная прокуратура Рязанского гарнизона заняли принципиальную позицию и сделали все, чтобы раскрыть преступление и наказать виновных. Следователи, ведущие это дело, стали во всем помогать потерпевшим.

Правозащитники подготовили обращение к командованию за надлежащим образом оформленной справкой о травме, а также гражданский иск к сержантам.

Ниже приводим дополнительную информацию юриста Арсения Левинсона о деле и судебном процессе.

«Уголовное дело в отношении издевавшихся над Даниилом сержантов появилось не просто. По результатам первой доследственной проверки было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, не было найдено никаких признаков преступления и подозреваемых в доведении до самоубийства. Уголовное дело было возбуждено после жалоб и обращений родителей во все инстанции и, главное, когда Даниил назвал фамилии сержантов, которые над ним издевались, и имя свидетеля — его сослуживца солдата-срочкника Михаила.

Михаил стал главным свидетелем и вторым потерпевшим по уголовному делу — он также подвергался избиениям и унижениям.

Стало известно, что после ЧП с Даниилом в части началась проверка и офицеры приказали солдатам ничего не говорить. Все были вынуждены давать ложные показания, что ничего не знают и т.д. После того как Даниил смог все рассказать, следователь вызвал Михаила, пообещал обеспечить ему безопасность, и Михаил начал давать показания, которые легли в основу обвинения. После дачи показаний Михаила прикомандировали к другой воинской части.

Вообще эта воинская часть ВДВ отличается в регионе бесчеловечным отношением к солдатам, «ротными кассами», куда все солдаты должны отдавать от 500 рублей до всего оклада. Отказывающихся сдавать деньги подвергают избиениям.

24 июня 2014 г. в 10 утра началось заседание, я заявил гражданский иск, суд объявил перерыв на ознакомление всех участников с иском.

Дело рассматривалось в особом порядке, все сержанты признали вину, никакие доказательства не исследовались. Поэтому, после недолгого изучения положительных характеристик сержантов из воинской части, прокурор попросил 6 лет лишения свободы каждому с лишением на три года права работы на руководящих должностях и лишением воинского звания.

После прокурора в прениях выступил я, огласив позицию потерпевшего, что он не настаивает на строгом наказании, что виновны в произошедшем не только сидящие на скамье подсудимых, но и их командиры.

Удаляясь в совещательную комнату, суд объявил, что оглашение приговора будет происходить в расположении воинской части, в актовом зале.

Зал был полон, чуть ли не весь полк собрали — как офицеры, так и солдаты были.

Суд постановил: 5 лет лишения свободы каждому, лишение званий и права занимать должности на 1,5 года. Признал смягчающим обстоятельством признание иска и постановил удовлетворить наш иск частично, взыскать 900 тыс. солидарно с троих.

Важно, что после оглашения приговора судья обратился и ко всем слушателям, в том числе к командирам и, как мне показалось, во многом повторив по смыслу то, что и я говорил в суде. Судья сказал: командиры должны понимать, что их дети пойдут служить в такую же армию, и должны представить себе, что это их сын будет с прострелянной головой; осужденные должны быть рады, что это не на них пострадавший направил автомат… Потом еще и прокурор обратился к залу, сделав замечание отдельным офицерам, которые улыбались и хихикали во время оглашения приговора.»

 

 

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий