1 августа в силу вступает закон об отмене существующего освобождения от призыва на военную службу для граждан, прошедших ее в другом государстве
Военные эксперты говорят, что армия получит сто человек в год или максимум двести. Для потребностей российских Вооруженных сил это ничто. Кто попадет под действие закона?
Примечательно, что законодатели привели в пример Узбекистан, Киргизию и Швейцарию как страны, где служба настолько легка, что не должна учитываться нашими военкоматами. Правда, в Узбекистане нужно еще взятку заплатить, чтобы тебя взяли служить: слишком много желающих, и маленькая армия. А в Швейцарии по паре месяцев служат всю жизнь, и вряд ли кто-то из них стремится получить российское гражданство. Однако закон этот — воспитывающий: неважно, сколько человек привлечет на службу, зато всех уравняет в правах, прикрывая существующие лазейки.
«Хочешь жить в России — докажи свою верность и преданность стране, отслужив в ее Вооруженных силах, — говорит зампред Комитета Госдумы по обороне единоросс Франц Клинцевич. — У нас же психология людей такова, что они не думают, как выполнить закон, они всегда думают, как его обойти выгодно для себя. Данный закон ставит всех в равные условия».
Белорусам, как гражданам союзного государства, закон не грозит. И таджикам тоже: у России есть с этой страной договоренности. Хуже тем, у кого двойное гражданство. Например, израильтянам, у них обязательная служба. И если они приедут после нее погостить в Россию во время призывной кампании, их могут забрать в армию повторно, уже в российскую. Причем условия службы сравнить можно очень условно, при том что в Израиле тех, кто отслужил в России, берут повторно теперь только по желанию. Не повезло и жителям Печорского района Псковской области. У десяти тысяч россиян в приграничной зоне есть еще и гражданство Эстонии. И призывники, по крайней мере, до сих пор предпочитали служить не в России. Это понятно: зарплата срочника — тысяча долларов в месяц, нет дедовщины, в казарме отдельные комнаты на две кровати, срок службы — восемь месяцев, и в итоге дают эстонский паспорт, владелец которого уже гражданин Евросоюза. Когда Сергей Иванов был министром обороны, он предложил почти американский подход: отслужи в армии — получи гражданство. Его даже узаконили, но желающих не нашлось. Правда, в США за службу платят. Рядовой получает 1300 долларов в месяц. Плюс бонусы, которые можно было бы ввести и в России, как предлагает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
«Инициатива, как мне кажется, не будет играть никакой роли, в лучшем случае будет 100-200 человек в год, — говорит Коротченко. — Но необходимо вводить систему поощрений для тех, кто добросовестно отслужил срочную службу. Во-первых, это приоритетное зачисление на работу в госорганы. Также необходимо вводить систему грантов для получения бесплатного высшего образования в России и за рубежом».
С другой стороны, чтобы пополнить армию призывниками, нужно для уклонистов вводить штрафы — от пожизненного военного налога до невыдачи им загранпаспорта, говорят и Коротченко, и Клинцевич. Видимо, про условия быта срочников во время службы они уже подумали раньше. Впрочем, можно привести другой пример: в Приднестровье заставляют служить всех, неважно, в который раз, даже если человек отслужил в армии вероятного противника Молдовы. Правда, все население непризнанной республики — 450 тысяч человек.