В первом полугодии 2012 года резко увеличилось число общеуголовных преступлений в российской армии. Правозащитники видят несколько причин такого развития и призывают перейти на контрактный способ укомплектования армии.
Число общеуголовных преступлений в российской армии впервые превысило количество воинских. По статистике, в армии стали в два раза чаще брать взятки, число убийств увеличилось на 53 процента, а незаконный оборот наркотиков — более чем на четверть. В то же время количество случаев неуставных отношений снизилось на треть. Такие цифры за первое полугодие 2012 года привел в своем выступлении на коллегии Генпрокуратуры главный военный прокурор Сергей Фридинский.
Эллу Полякову, председателя региональной общественной правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», такая статистика не удивляет. По ее словам, эти цифры полностью соответствуют ее преположениям: «Мы давно говорим, что армия в России — это серьезное преступление против человечности», — подчеркнула Полякова в интервью DW.
Экономический характер насилия
Правозащитница добавила, что, помимо коррупции при призыве, коррупция и насилие процветают в самих войсках. Распространены случаи вымогательства банковских карточек и денег у солдат и их семей, сопровождающиеся пытками и избиениями.
Сергей Кривенко, координатор правозащитной инициативы «Гражданин и Армия», считает, что теперь насилие в армии применяют с несколько иными целями. «Раньше дедовщина существовала для того, чтобы поддержать порядок в войсках неуставными средствами при помощи насилия, — говорит правозащитник. — А сейчас все это насилие имеет экономический характер — из ребят выбивают деньги разными способами». По его словам, известны даже случаи, когда солдаты оказывали сопротивление и за это расплачивались жизнью.
Рост уголовных преступлений в армии Элла Полякова объясняет тем, что многие в России выросли в несвободе и не знают, что теперь, когда законы изменились, у них есть возможности защищать свои права.
«Солдаты — это бесплатная рабочая сила»
По словам главы «Солдатских матерей Санкт-Петербурга», молодых людей призывного возраста многие военные рассматривают прежде всего как бесплатную рабочую силу. «Офицеры организуют на территории воинских частей свинофермы. Солдат заставляют резать этих свиней, — рассказывает Полякова. — Кроме того, там пытаются продавать наркотики, а если солдат не согласен, то тогда его пытаются убить и таким образом скрыть преступление».
О продаже наркотиков в воинских частях говорит и Сергей Кривенко. По его словам, увеличение незаконного оборота наркотиков связано с преступностью, коррупцией и полным отсутствием дисциплины в армии.
Все надежды — на военную реформу
По мнению Сергея Кривенко, только создание контрактной армии может изменить ситуацию к лучшему. «У контрактника совершенно другой правовой статус, он — настоящий военнослужащий, у него есть права, есть обязанности, он идет в армию как на работу», — считает Кривенко. С ним согласна и Элла Полякова. По ее глубокому убеждению, армия в ее сегодняшнем состоянии обществу не нужна. «Необходимо наложить мораторий на эту армию. И если общество решит, что нам нужна армия, то формировать ее надо будет на совершенно новых основах», — считает известная правозащитница.
Ходить в армию как на работу,это будет правильное решение. Например дежурства сутки через трое или двое и соблюдение трудового законодательства.