«Престиж» призыва по-госдумски

Законопроект № 148166-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» (далее  — Законопроект) был одобрен ГД РФ 21.06.2013. Полностью текст Законопроекта вы можете найти здесь.  Вкратце его суть такова: гражданин, «не прошедший службу в армии без законных оснований», не может быть принят на государственную гражданскую и муниципальную  службу, а если уже является  служащим, — не может продолжать такую работу. Причём решение о признании гражданина таковым будет принимать не суд, а призывная комиссия. Помимо того, что суть этого законопроекта явно противоречит принятой Концепции о переходе всей Военной Организации России исключительно на контрактную систему комплектования, практически все положения законопроекта вступают в конфликт с международно-признанными нормами и принципами в области прав человека, и действующим законодательством РФ.
Прежде всего, нарушается принцип запрещения двойного наказания — non bis in idem. Поскольку в проекте не делается никаких исключений для граждан,  уже признанных виновными по статье 328 УК РФ «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы», предлагаемые негативные последствия в виде лишения гражданина права на доступ к государственной и муниципальной службе  распространяются, в том числе, и на  них. Таким образом, такие лица будут повторно наказаны за одно и тоже деяние. Кроме того, призывная комиссия, придя к выводу о том, что гражданин «не прошел военную службу, не имея на то законных оснований», должна сообщить об этом в органы уголовного преследования, поскольку такое деяние содержит признаки преступления, предусмотренного ст. 328 Уголовного Кодекса РФ. Если же в отношении гражданина будет возбуждено уголовное дело, то опять же, мы сталкиваемся с тем, что к нему будет применено двойное преследование и, в случае, если он будет признан виновным, двойное наказание, так как аналогичное деяние гражданина уже было предметом рассмотрения и он был наказан за это деяние лишением права на доступ к государственной и муниципальной службе.
Принцип, запрещающий подобную практику, закреплен в п. 7 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., в статье 4 «Право не быть судимым или наказанным дважды» Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в статье 50 Конституции РФ. Действие этого принципа, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ N 3-П от 19.03.2003, в силу своей конституционно-правовой природы не подлежит ограничению. Причём в соответствии с толкованием данного принципа Европейским судом по правам человека (см., например, Постановление Европейского Суда по делу «Градингер против Австрии» (Gradinger v. Austria), Постановление от 23 октября 1995 г.  по делу «Франц Фишер против Австрии (Franz Fischer v. Austria) от 29 мая 2001 года), может быть признано, что лицо  было подвергнуто двойному преследованию и наказанию за одно и тоже деяние даже в том случае, если одна из процедур,  в рамках которых рассматривалось такое деяние, формально не была уголовно-правовой с точки зрения внутреннего законодательства.  Тем более, что правовые последствия, которые предлагает ввести рассматриваемый законопроект (лишение прав), по степени серьёзности  сопоставимы с уголовным наказанием, что, с точки зрения  практики Европейского Суда, делает формально административно-правовую природу предложенной в законопроекте процедуры, не имеющей значения для применения вышеупомянутых норм Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.   
 Еще одна новация, предложенная в законопроекте и содержащая невероятную для правового государства норму, — это возложение на призывные комиссии квазисудебной  функции по установлению объективной стороны деяния, которое в Уголовном Кодексе РФ квалифицируется как преступление. Согласно действующему уголовному законодательству деяние, которое описывается в Законопроекте как «не прохождение военную службу по призыву, не имея на то законных оснований» имеет признаки преступления, попадающего под квалификацию «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» статьи 328 УК РФ. В соответствии с Конституцией РФ только УПК может устанавливать порядок и основания признания лица виновным в совершении преступления.  Даже если принять во внимание то, что призывная комиссия, как это можно предположить  из п.3 Законопроекта, устанавливает лишь объективную сторону преступного деяния, предусмотренного в ст. 328 УК , т.е. лишь факт не прохождения службы при отсутствии на то законных оснований, очевидно, оставляя в стороне вопросы виновности или не виновности лица в совершении данного деяния, то статьи 3-4 Законопроекта  говорят о том, что соответствующее заключение Призывной комиссии влечёт за собой негативные последствия для гражданина в виде лишения его  права на доступ к государственной и муниципальной службе. Такое правовое последствие по степени тяжести и серьезности ограничения прав сопоставимо с уголовным наказанием. Таким образом, законопроект  предлагает ввести дублирующую процедуру установления объективной стороны деяния, рассматриваемого  УК РФ, как преступление, а также применение негативных последствий за его совершение в виде лишения прав, предусмотренных Конституцией и иными законами РФ, и все это происходит за пределами системы правосудия.
И наконец, предлагаемые Законопроектом изменения являются по своей природе дискриминационными. Статья 19 Конституции РФ запрещает дискриминацию и гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Согласно ч. 4 Статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право имеют равный доступ к государственной службе, Статья 3 ФЗ от 08.01.98 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» закрепляет право граждан РФ на равный доступ к муниципальной службе, а согласно ст. 2 Трудового Кодекса РФ запрещение дискриминации в сфере труда является одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Международно-правовой принцип запрета дискриминации, закреплён практически во всех основных международных актах о правах человека, участницей которых является и Российская Федерация. В целом, международно-правовые механизмы защиты прав человека под дискриминацией понимают (1) различие в  обращении с лицами, находящимися в аналогичной ситуации, если (2) это различие не преследует законных целей, либо выбранные меры являются непропорциональным преследуемой законной цели, либо предложенные меры не являются разумными и объективно ведущими к достижению заявленных законных целей (см., например, Постановление ЕСПЧ от 09 февраля 1967 года № 1677/62 по «Делу о некоторых аспектах законов об использовании языков в процессе обучения в Бельгии» (Case relating to certain aspects of the laws on the use of languages in education in Belgium) и др.).
Законопроект предлагает лишить часть граждан Российской Федерации права занимать должности государственной гражданской и муниципальной службы, чем, безусловно, проводит различие между этими гражданами и всеми остальными. Теперь обратимся к цели такого различного обращения. Согласно части 3 статьи 55 Конституции, «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Так какую же из этих целей преследуют предложенные ограничения прав граждан РФ? Даже если мы гипотетически выберем одну из них, возникает вопрос насколько предложенное ограничение разумно, пропорционально и необходимо для достижения этой цели?   На наш взгляд, очевидно, что меры, предлагаемые в законопроекте, ограничивают право граждан РФ на равный доступ к государственной или муниципальной службе необоснованным, непропорциональным, а значит, дискриминационным образом, а также ставят реализацию данных прав в зависимость от  усмотрения призывной комиссии — органа, не только не являющегося  органом правосудия, но и не обладающего каким-либо чётким правовым статусом.     
 Таким образом, Законопроект содержит изначально дефектные нормы и его принятие приведет к появлению коллизий в законодательстве, а применение рассмотренных норм к нарушению прав человека и основополагающих принципов правовой системы Российской Федерации.

Максим Викторович Бурмицкий , эксперт Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
e-mail [email protected]

Елена Ярославовна Бурмицкая, эксперт по международным механизмам защиты прав человека
e-mail [email protected]

Комментарии

3 комментария
Сергей Смирнов

А если рассмотреть с точки зрения превращения государства в «военную хунту»???

Ответить
Сергей Смирнов

Вот такое обращение отправил я вчера:
Председателю Комитета по обороне и безопасности
Совета Федерации Российской Федерации
ОЗЕРОВУ Виктору Алексеевичу

Копии:
Президенту РФ, Верховному Главнокомандующему РФ
В Государственную Думу РФ
В Комитет Солдатских Матерей России
Мэру г.Москвы, Председателю призывной комиссии

О признании граждан демобилизованных со службы по призыву
безработными с первого дня демобилизации и до трудоустройства
по условиям уволенных с работы по сокращению численности

Служащие в Вооруженных Силах Российской Федерации по призыву граждане Российской Федерации выполняют свой конституционный долг по обороне и безопасности Российской Федерации, испытывая лишения и тяготы военной службы и рискуя своими жизнями в отрыве от семей, своих близких и гражданского общества.

После окончании срока службы по призыву многие из них по различным причинам не могут сразу адаптироваться к гражданской жизни, в частности испытывают проблемы с трудоустройством. При обращении за помощью в государственные организации трудоустройства их проблемы рассматриваются на общих основаниях, что зачастую приводит к нетрудоустройству демобилизованного гражданина и в отказе признания его безработным со всеми вытекающими отрицательными последствиями…

Такой демобилизованный гражданин после исполнения своего конституционного долга перед Родиной оказывается выброшенным из жизни, лишен средств к существованию, оказывается в практической изоляции от общества, даже не имеет возможности проезда на общественном транспорте с целью поиска работы, лишен возможности пользоваться для поиска работы средствами связи, Интернета и пр.

Поскольку призыв на службу и увольнение с призывной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется на основании Конституции РФ, Федеральных Законов РФ и Указов Президента РФ

П Р Е Д Л А Г А Ю:

Принять законодательные нормы, обязывающие признавать демобилизованного со службы по призыву гражданина уволенным по сокращению численности и, в случае обращения в государственные органы по трудоустройству, трудоустраивать и признавать безработным по нормам, установленным для граждан, уволенным с работы по сокращению численности или ликвидации предприятия – производить поиск работы исходя из размера официально установленной на данный момент в данном регионе средней заработной платы (поскольку во время службы по призыву гражданин лишен возможности иметь заработную плату) и имеющейся у демобилизованного специальности (при отсутствии специальности, по его согласию, организовать обучение за счет бюджета).

В случае невозможности трудоустройства демобилизованного, признавать его безработным с первого дня демобилизации и с выплатой ему пособия по безработице исходя из официальной средней заработной платы по данному региону и трудового стажа демобилизованного, рассчитанного по формуле: имеющийся у гражданина трудовой стаж (при наличии такового) + два года (из расчета два года трудового стажа за один год службы по призыву).

Так же желательно при признании демобилизованного со службы по призыву безработным, установить выплату ему единовременного пособия для обеспечения прожиточного минимума на первое время после демобилизации.

Прошу рассмотреть данное мое предложение и проинформировать меня о Вашем решении на указанный мною почтовый адрес.

Прилагаю на 1 листе мое пояснение по данному обращению.

«_28_» июнь 2013 год С.А.Смирнов.
Какие у кого будут мнения?

Ответить
Сергей Смирнов

А ранее обращался вот с таким предложением:
Президенту РФ, Верховному Главнокомандующему РФ
В Государственную Думу РФ
Министру обороны РФ
В Комитет Солдатских Матерей России
С целью повышения престижа призывной службы в Вооруженных силах РФ и повышения социальной защиты граждан, исполнивших свой Конституционный долг, предлагаю установить налоговые льготы для физических лиц отслуживших по призыву и юридических лиц (работодателей), трудоустроивших граждан, демобилизованных со службы по призыву.
Для физических лиц отслуживших по призыву:
первый год после демобилизации — 0% НДФЛ (полностью освободить от «подоходного» налога); второй год — 1,3% (10% от установленного); третий год — 2,6%… и так далее по возрастающей до обязательных для всех 13%…
Это будет не только стимулом для прохождения службы по призыву, но и в какой-то мере компенсирует служившему по призыву утраченный доход за время службы и компенсирует вынужденное снижение по профессиональной и социальной лестнице за время службы.
Для юридических лиц, трудоустроивших граждан после демобилизации со службы по призыву, установить налоговые льготы в зависимости от размера заработной платы трудоустроенного демобилизованного гражданина, что упростит трудоустройство граждан отслуживших по призыву, поскольку будет экономически стимулировать работодателей к трудоустройству граждан, демобилизованных со службы по призыву.
24.05.2013 19:40

Ответить