К правовому эксперту Максиму Бурмицкому поступает много обращений от призывников, в которых они просят дать консультацию по разным ситуациям, связанным с призывом. Автор одного из таких обращений оказался в довольно необычной ситуации, заслужившей особое внимание правового эксперта. Предлагаем правовой комментарий Максима Бурмицкого.
Во время призыва всегда среди поступивших обращений есть курьезные случаи. Но этот случай поистине феерический — вот такое письмо я давеча получил — привожу оригинал:
«Здравствуйте!
У меня следующая история. Я иногородний, учусь в Москве. Так как после окончания учебы в ВУЗе я поеду по целевому направлению работать к себе на родину в Удмуртию, то я встал там на воинский учет. Оттуда в Москву отправили запрос на перевод документов. Я прошел дома всю медкомиссию, по состоянию здоровья к военной службе не годен. Вернулся в Москву. Через некоторое время позвали в деканат, где мне вручили повестку «на уточнение документов». Пришел в Останкинский военкомат. Тут мне начальник военкомата начал рассказывать следующее: «вы не могли встать на учет без снятия с учета тут, никакого запроса не было (хотя письмо было отправлено месяц тому назад), никаких переводов личных дел во время призыва не осуществляется, я с вами буду разговаривать только в том случае, если вы пройдете медкомиссию». После долгих споров, я все же решился пройти медкомиссию. Терапевту сказал о своем заболевании, с которым дома был признан негодным, что он просто проигнорировал, сказав, что в личном деле болезни нет. Но болезнь не была там по той причине, что ко времени последней медкомиссии ее не было. В итоге я попал на заседание комиссии. Там мне сказали то же самое, что и начальник военкомата (он тоже, как вы понимаете, был в составе комиссии). Никаких ссылок относительно тех законов, на которых основывались, не дали (а именно «закон» о невозможности пересылки личного дела в другой военкомат во время призыва). В итоге по глупости своей я подписал повестку на к/я. После я только понял, что на самом деле к/я (контрольная явка) — ничего хорошего. Я подписал только потому, что они объяснили, что я должен принести те копии тех документов, с которыми дома меня списали на негодного. Но как я понимаю, их толком смотреть и не станут. Что мне в этой ситуации делать? В Удмуртии начали уже делать военный билет, а тут хотят забрать в армию, и ничего слышать не хотят о том, что я состою в другом месте в военкомате и прошел там медкомиссию.»
Случай очень абсурдный. В моей практике такого, чтобы человек за один призыв успевал побывать на двух призывных комиссиях в разных городах еще не было ))).
Начнём с ошибок самого призывника:
- При смене места жительства надо было сняться с воинского учета по старому месту жительства.
- Коль скоро Вы встали на воинский учет в военкомате по месту жительства, никаких сведений по воинскому учету уточнять в другом военкомате не ненужно — вы общаетесь только с военкоматом по месту учёта.
- Если пришли для «уточнения», то медицинское освидетельствование, а тем более заседание призывной комиссии — таким уточнением быть не могут — если предлагают их пройти — надо разворачиваться и уходить.
Что нарушил Останкинский военкомат:
- Вызвав призывника для «уточнения сведений воинского учета», стали проводить призывные мероприятия.
- Предоставили гражданину заведомо ложные сведения о порядке постановки на воинский учет.
- Не заметили противоречия — если они считают, что гражданин не вставал на учет в Удмуртии и не проходил там призывной комиссии, значит, они не должны принимать во внимание, что он отказался от отсрочки на время обучения — а, значит, призывные мероприятия они в принципе не имели право проводить!
И пару слов о том, какие ограничения могут быть наложены на смену места воинского учета во время призывной кампании: никаких! Ограничения возможны лишь в период мобилизации и военное время (п.52 Положения о воинском учете).
Ну и совет — что же делать в сложившейся ситуации.
1. Обжаловать решение Призывной комиссии в Москве в суд, чтобы приостановить его действие.
2. Написать жалобу на действия останкинского военкома и Призывной комиссии в прокуратуру.
3. Ехать в Удмуртию — получать военный билет.
Максим Бурмицкий, правовой эксперт международного проекта «Общество и Армия»,
e-mail: [email protected]