
16 февраля 2014 года на «правовую линию» Правозащитной инициативы «Гражданин и Армия» обратилась бабушка военнослужащего по призыву Егора К., проходящего службу в ракетной бригаде в Краснодарском крае.
Еще в декабре 2011 года Егора прооперировали вследствие полученной спортивной травмы — был обнаружен осколок хряща, вросший в ткани. После операции ему поставили диагноз «Болезнь Кенига», рекомендовали ходьбу в брейсе.
Тем не менее, при прохождении медицинского освидетельствования в ноябре 2013 года Егор был признан годным к военной службе с ограничением — категория годности Б-3 по статье 65 Расписания Болезней (болезнь Кенига правого коленного сустава). На недоумение призывника начальник отдела Курчатовского военкомата г.Челябинска уверенно ответил, что с такой категорией годности Егор будет освобожден от строевой подготовки, поэтому больная нога не будет для службы помехой.
Егор прибыл в военную часть Краснодарского края 24 ноября 2013 года и сразу попал на строевую подготовку. После четырех дней усиленных занятий сержанты заметили, что призывник хромает, и направили Егора в санчасть, а оттуда в военный госпиталь г. Краснодара. Однако там призывника лечить отказались, так как рентгеновские снимки в госпитале не показали картину болезни. Травматолог обвинил Егора во вранье об операции, и на все просьбы об обследовании и медицинской помощи отвечал одно: «не прикидывайся, ты симулируешь, косишь от армии».
Пришлось бабушке Егора высылать в часть документы, доказывающие наличие заболевания: справку об операции, результаты обследования МРТ и УЗИ, акт об обследовании призывника из военкомата. Командир части пообещал вновь направить Егора в госпиталь.
Пока Егор лежал в изоляторе части, ему не оказывалось лечения, бинты и обезболивающее высылала ему бабушка. Боли у Егора стали постоянными, опираться на ногу он не мог, так как колено уходило в сторону.
На повторное ВВК Егора направили лишь 21 января 2014 года, после обращения бабушки в прокуратуру Южного Военного Округа.
При поступлении в госпиталь Егору предложили без обследования и МРТ сделать операцию. Он отказался, и, в конце концов, ему предоставили МРТ, которое подтвердило, что нужна операция.
Прохождение ВВК Егору не помогло. В заключении ортопед, настроенный против призывника, отметил, что изменений в состоянии здоровья нет, хотя результаты МРТ показали ухудшение здоровья вследствие чрезмерной нагрузки в части.
«Егор не нужен командирам, они от него отказываются, им не нужен дефектный боец, — пишет правозащитникам бабушка военнослужащего. — Я не могу понять, зачем нужен призывник, который до конца службы будет периодически лежать в изоляторе? Ошибку не признает ни военкомат, направивший его на службу в заведомо неполноценном состоянии, ни командиры части, ни травматолог в госпитале. Зато теперь они обвиняют нас в том, что звоним, пишем, просим помочь. Внука мы воспитываем одни с 1,5 лет. Я инвалид детства, а муж после инсульта 7 лет не выходит из дома. Помогите, пожалуйста!»
По данному обращению Правозащитная инициатива направило письмо на имя Командующего войсками Южного военного округа с просьбой провести проверку фактов нарушения прав на охрану здоровья военнослужащего, и направить военнослужащего для проведения повторной ВВК в 1602-й военный клинический госпиталь ЮВО в г. Ростов-на-Дону. После обращения правозащитников Егор был помещен в госпиталь в Ростове для проведения ВВК.
Правозащитники неоднократно обращали внимание общества и властей на проблему призыва в армию граждан, имеющих заболевания, не совместимые с прохождением военной службы. Но в призывные кампании прошлого года количество случаев отправки в армию больных новобранцев лишь возросло. И приведенная выше история с Егором, к сожалению, одна из типичных ситуаций.
В данном случае призывник не должен был поддаваться на уловки начальника отдела военкомата, обещавшего ему с такой категорией годности легкую жизнь в армии. Решение военкомата о призыве следовало сразу обжаловать в суде.
Другая опасная тенденция последнего времени, когда призывники, поверив пиару, что сейчас служба в армии сравни игры в пейнтбол и год пролетит без особых сложностей, намеренно скрывают в военкомате свои проблемы со здоровьем, чтобы обязательно пойти служить. Как правило, у таких бойцов-активистов уже в первые недели службы обостряются заболевания и им приходится всем доказывать, что они «не косят», а действительно не в состоянии служить «как все» из-за проблем со здоровьем и их необходимо отправить в госпиталь.
Важно понимать, что армия – это не школа, не институт, в ней не предоставляют освобождений «от уроков физкультуры» и там нет скамейки для «запасных игроков». Гражданин, призванный на военную службу, если он не находится в санчасти или в госпитале, считается здоровым и годным к выполнению обязанностей военной службы наравне с другими. В армии нельзя отсидеться в казарме, пока другие проходят занятия по строевой или участвуют в марш-броске. С категорией годности с ограничением, конечно, не призывают в такие войска, как например, в ВДВ, со сверхвысокими требованиями. Тем не менее, в любых войсках нагрузки являются чрезмерными для молодых людей, имеющих проблемы со здоровьем. Частые наряды, строевая подготовка, изнурительные упражнения, полевые учения и т.п. – это тяжелейшие физические нагрузки и постоянный стресс, которые моментально выводят из строя слабых здоровьем бойцов и, в конечном счете, могут привести к серьезным осложнениям их заболеваний.
Постоянно болеющие солдаты не только подвергают серьезному риску собственное здоровье, они становятся настоящим бедствие для командиров и сослуживцев. Командирам надо решать поставленные перед частью военные задачи, обучать бойцов военному делу. Вместо этого им приходится искать замену заболевшим солдатам, заниматься вопросами их госпитализации и т.п. Сослуживцы, вынужденные вдобавок к своим обязанностям брать на себя работу часто болеющих солдат, несут повышенные нагрузки, что, в итоге, сказывается и на их здоровье, приводит к напряженной ситуации в воинских частях, провоцирует агрессивное отношение к болеющим солдатам.
Комиссоваться из армии по здоровью достаточно сложно, это трудоемкая процедура, требующая от военнослужащего и его родственников сил и настойчивости. И выходит, что больные солдаты, вместо освоения боевых навыков, вынуждены заниматься выживанием и борьбой за право комиссоваться. Врачи идут на это неохотно. Дело доходит до того, что солдат соглашается на увольнение не по причине своего профильного заболевания, а, как говорят в армии, «по-дурке». Проку от подобной службы нет ни армии, ни солдатам. Выигрывают от призыва в армию больных граждан лишь военкоматы, которые ответственности за это не несут, но получают премии за выполнение плана.
Процедура призыва существует именно для того чтобы исключить отправку в воинские части граждан, имеющих проблемы со здоровьем, так как больные солдаты армии просто-напросто не нужны. Однако, к сожалению, из-за недобросовестности работников отделений военкоматов, требования процедуры отбора бойцов не соблюдаются – в армию гребут всех подряд. В подобной ситуации все зависит от добросовестности самих граждан. Даже если призывник считает себя здоровым, ему следует перед началом призывной кампании пройти медицинское обследование. В случае выявлении каких-либо проблем со здоровьем, несовместимых с прохождением военной службы, такому призывнику в армии делать нечего, и его задача заставить военкомат вынести ему соответствующую категорию годности.
Данное правило касается и допризывников, и их родителей, так как впоследствии работники военкомата ориентируются именно на ту категорию годности, которая была определена призывнику при его первоначальной постановке на воинский учет. Задача родителей – подготовить своих сыновей к посещению военкомата, заранее собрав все необходимые медицинские документы.
Вот же сволочи! Что ж за такой дибилизм в армии творится? куда президент и премьер министр смотрят то? Вроде бы страна одна, а порядок везде свой.
у меня сын тоже с ограничением,но взяли,теперь на больничной койке служит,ничего не можем сделать