– Как зародилась идея такого фильма? Тяжело ли было получить доступ в военную часть?
– Поиск единомышленников – не профессиональный секрет, а основное условие создания документального фильма. По крайней мере так нас учили во ВГИКе. Здесь мне посчастливилось найти единомышленников на всех уровнях армейской иерархии – от генералов на Арбате до рядовых в Абхазии. Единомышленники ведь не обязательно стопроцентно совпадают во мнениях – они мыслят едино. Честно, я и сам не ожидал встретить в армейской среде столько искренних, ярких и самостоятельных во мнениях людей самых разных возрастов и положений. Солдафонства вдруг и не оказалось. Можно не верить, но иначе мне бы и не удалось ничего снять.
Этот фильм не есть журналистское расследование, идущее рука об руку с прокурорской проверкой. Как любой настоящий документальный фильм, он претендует на художественное осмыление изображаемой реальности. Фильм стремится к обобщению и созданию образа не столько через фактический материал, сколько передавая ощущения, эмоции героев, среду, атмосферу доступными для кинематографа средствами. Представьте себе прокурора, выезжающего на Тамань расследовать историю с контрабандой, изображенную Лермонтовым в «Герое нашего времени». Или самовольное оставление расположения части прапорщиком Гриневым, например. В современном мире такое случается.
С самого начала и по сей день уверен, что я снимал патриотический российский фильм. То, что он целиком создавался под британским флагом и на британские деньги, как ни удивительно, не входило с этим в противоречие. Некоторые ментальные нестыковочки – возможно, но тень холодной войны витала в стороне. Готов полемизировать на эту тему. На сегодня показов фильма уже много. В 2011 он был номинирован на премию «Лавровая Ветвь» и получил спецприз имени С. Говорухина на фестивале «Сталкер». Помимо этого есть несколько призов иностранных фестивалей в прежние годы.
– Почему вас заинтересовала именно тема российской армии?
– Армия – это как бы непрерывный тест, некая искусственныя структура, в которой раскрываются как лучшие так и худшие стороны каждой человеческой личности. Это подтвердит любой, кто сам служил. Не спрячешь ничего. И чем труднее обстоятельства, тем ярче это видно. Даже самый замкнутый по природе человек, попав в армию, вынужден мыслить, выбирать и совершать те или иные поступки. Вот тут-то и интересно наблюдать за человеческим естеством. За каким плечом сидит черт, а за каким ангел. Также в армии, как в зеркале, отражается и общество целиком. Со всеми светлыми и темными сторонами. Субъективное обстоятельство – я с большой искренней симпатией отношусь к нашей армии и людям в погонах. Сам служил срочную. Отец от рядового в 43-м прошел подряд все воинские звания до полковника. Понятно, я вырос у него в батальоне.
– Какую задачу ставили при создании фильма?
– Общую для любого искусства – постараться отразить мир во всей возможной его полноте. И через это понять происходящее. Вовсе не обличить дедовщину. Дать зрителю прочувствовать – да. Судя по отзывам английских зрителей, мне это удалось. Вот один из них: «Будь благодарен, будь очень благодарен судьбе, что ты не призывник в российской армии» (а благостный подданный королевы, электорат и налогоплательщик – добавлю от себя). Собственно, для подобных эмоций британская идеологическая машина и отпускает деньги на подобные проекты за рубежом. А вовсе не для того, чтобы «очернить Россию», как кому-то приятно думать. Их воздействие на собственного массового зрителя-гражданина интересует, а не какая-то там заснеженная Россия с ее вечными вопросами русских мальчиков Достоевского.
– В качестве кого вы находились в части во время съемки? Вы были в военной форме или гражданской?
– В качестве «режиссера-оператора Четвертого канала английского телевидения» – вот цитата из официальной телеграммы. Военные умеют широко мыслить, когда сочтут это нужным. Большей частью в гражданской. Но иногда в форме. С правильно пришитым подворотничком, что важно. Честь отдавал и соблюдал армейский этикет. Несколько раз ходил в строю на развод и даже выполнял обязанности дневального.
– Вы находились в части только как сторонний наблюдатель или иногда пытались вмешаться в происходящее?
– Спасибо за хороший вопрос. Только как сторонний наблюдатель. Никогда никак не влиял на происходящее и ничего не провоцировал. Оставляя солдатам камеру, никак не давал понять, что ожидаю от них кадров мордобоя или чего-то подобного. Это принципиально.
– Командиры части в фильме переживают за свою работу, пытаются поддерживать в части порядок. Как по-вашему, почему им это не удается, почему они не пользуются авторитетом у солдат?
– Видимо, это вопрос в основном по поводу эпизода с «сумасшедшим майором». Он не сумасшедший. Он донкихотствующий. Почему над Дон-Кихотом смеются? Потому что идеалист. По-моему этот майор из тех, которые не задумываясь собой гранату накрывают. За ним, кстати, похожие истории тянутся с Чечни. Про него если не отдельный фильм снять, то хоть рассказ написать следовало бы.
Остальные офицеры не пытаются, а поддерживют порядок. Им это удается. Если б не удавалось – жуть что было бы. Как в 18 году – шайки бродили бы с оружием. И авторитетом командиры пользуются. Разным – каждый своим собственным. Другое дело, какой ценой и в каких условиях они это делают. Ни один европейский офицер недели бы не вытянул. А они – десятилетиями. И ведь таким-то образом еще воюют. Ежедневный героизм.
– Почему солдаты сами покрывают своих мучителей?
– Солдат обязан по закону быть стойким. В Уставе так записано. К чему стойким – не уточняется. А вот подойдет срок стать дедом – тут-то он и восстановит «равновесие в природе»! Звериный инстинкт. Если и дальше истреблять человеческое в человеке этот круг не разомкнуть.
– Вы сами служили еще в советское время. Насколько отличается российская армия от советской?
– По сути мало чем отличается. Это продолжение той же гулагоподобной системы. Поразило, как коммерциализация общества отразилась в этом зеркале несвободы. Это личные впечатления, об этом нет в фильме. Не повсеместно, но встречалось: на каждого молодого дедами заведен свой денежный аккаунт, так сказать. Провинился – плати деньги. Прайс-лист разработан. Целая система «счетчиков», как в банке. Наверное, и дискаунты есть. Предел цинизма, на мой старозаветный взгляд. В наше время за проступок взвесили бы просто по мордасам и все. Как-то честнее, по-мужски что ли.
– Удалось ли вам показать российскую армию такой, какая она есть?
– К этому стремились. Взята геометрическая середина армии – мотострелки, пехота. Не элита, но и не совсем забитый стройбат. При деле, но не совсем на передовой.
– Вы изменили собственное представление об армии в процессе съемки?
– Еще раз прочувствовал ситуацию и зауважал тех, кто в этих условиях сохраняет разум, честь, достоинство. Мы еще не потерянная страна и не потерянный народ.
– Как вы считаете, нужна ли реформа российской армии и в чем она должна состоять?
– Вообще, лучше всего планы реформ армии удаются девушкам из РГГУ или с журфака, но я тоже попробую. В отзывах зрителей и автора одной из статей в английской прессе по поводу фильма много говорится о ностальгии, которую они испытывали, смотря фильм. В те годы, когда они служили, в Британской армии творилось ровно то же самое. Если все же поверить (у них тоже нынче с гласностью не ахти), что англичанам и американцам удалось вылечить сию болезнь, то лекарства у них тогда были простые, но крепкие: таблетка №1 – Гласность, таблетка №2 – Профессиональная Армия. Именно в такой последовательности. Это, кстати, один из моих аргументов за то, что «Солдат» – патриотический фильм.
Но в России исторически нет опыта наемной армии оттого, что вообще очень мало опыта управления свободным человеком и опыта уважения личности. От крепостного права едва ли оклемались. Любые реформы в России пойдут только тогда, когда непонятными станут наши родные идиомы – «От сумы да от тюрьмы не зарекайся», «Тот прав, у кого больше прав» и прочие. Дорожное движение тоже легко наладить, если суметь посмотреть на дорогу с точки зрения обыкновенного водителя, а не начальника с заднего сиденья машины со спецсигналом. Но этого не происходит. Феодализм свой преодолеем и все покатится само во всех сферах жизни.
– Что вы думаете о переходе на контракт?
– С контрактником нянчиться надо. С его позиции суметь посмотреть. Сделать ему интересно служить. Понять его, грубияна нечесаного, хамовитого люмпена. А вот для этого-то и нужны хорошие книги, фильмы, статьи, исследования, телепередачи, музыкальные клипы, живописные полотна, если угодно. Для этого надо зрительный хрусталик перенастроить. Научится управлять свободным человеком очень трудно. Да еще в экстремальной ситуации. Рабом проще. Одна попутная идея: любое поступление на госслужбу – только через минимальную армейскую службу (года три?). Как в церкви: карьера только через монашество, а?
И все же жалко того концентрированного жизненного опыта, который мы все, служившие, получали. На всю жизнь этих двух лет хватает. Оставить бы культурные, чистенькие сборы всеобщие типа швейцарских. Только в нашем климате нужно все-таки год – чтоб и зиму, и лето попробовать. А еще как-то чтоб стыдно было, если не служил.
– Где читатели смогут увидеть этот фильм в ближайшее время?
Увы, нигде кроме фестивальных или клубных показов. Права у Channel Four никто не выкупал на Россию. Интернет-вещание тоже незаконно.
Андрей отзовись, ищу тебя долго, это я твой герой!
Здравствуйте, Петр. Вот сайт режиссера http://www.erastov.com/ Там есть и контакты