Россия не даст добро?

757
0

Президент России Владимир Путин внёс в Госдуму РФ законопроект об отзыве заявления, сделанного при ратификации Дополнительного протокола к Женевской конвенциям, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов. Речь идёт о Протоколе к Четвёртой Женевской Конвенции 1949 года. Данное международное соглашения направлено на защиту гражданского населения в военных конфликтах.

В пояснительной записке к законопроекту указаны следующие обстоятельства, по которым Россия считает нецелесообразным дальнейшее признание компетенции комиссии:

— международная комиссия по расследованию предполагаемых нарушений гуманитарного права с 1991 года фактически не выполняет своих функций;

— российского представителя в её составе нет, хотя России ежегодно выплачивает взносы в бюджет этого органа.

Также отмечается, что в нынешней международной обстановке риски злоупотребления полномочиями комиссии в политических целях со стороны недобросовестных государств существенно возрастают.

Какие риски имеются в виду? Скорее всего, ответ содержится в одном из пунктов соглашения, который, вероятно, и стал действительным поводом для отзыва Россией заявления.

Комментирует эксперт Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека  Сергей Кривенко:

Президент России инициировал выход России из-под юрисдикции «Международной комиссии по установлению фактов». Соответствующий законопроект уже появился на сайте Государственной Думы России.

Женевские Конвенции от 12 августа 1949 года о защите жертв вооруженных конфликтов, принятые всеми государствами мира, обеспечивают защиту больных, раненых, лиц, потерпевших кораблекрушение, мирных жителей и военнопленных, защиту медицинской службы, медицинских работников, медицинских формирований и учреждений и санитарно-транспортных средств. Но эти Конвенции не охватывали ряд важных аспектов, например — защиту мирных граждан от боевых действий и их последствий. Для восполнения этих пробелов в 1977 году к Женевским конвенциям были приняты два Дополнительных протокола:

  • Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;
  • Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Протоколом I была сделана попытка создания международного института по расследованию нарушений норм Международного Гуманитарного Права во время международных конфликтов. Статьей 90 Протокола I предусматривалось создание Международной Комиссии по установлению фактов для расследования серьезных нарушений Женевских конвенций и Протокола I.

Любое государство могло признать или не признать юрисдикцию этой Комиссии.

Если государство добровольно принимало обязательство, что  Комиссия  имеет право расследовать любые нарушения Женевских Конвенций и Протокола I, совершенных этим государством во время международного конфликта, то при ратификации Протоколов оно должно было сделать соответствующее заявление.

Если государство при ратификации Протоколов не делало такого заявления, то Международная Комиссия может расследовать нарушения норм Международного Гуманитарного Права, совершенные этим государством, только с согласия этого государства.

Советский Союз ратифицировал Дополнительные Протоколы (I и II) только 4 августа 1989 года — после вывода советских войск из Афганистана (в феврале 1989 года). Соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР подписал М.С. Горбачев. Одновременно с ратификацией Протоколов, в этом же Указе было сделано заявление о признании компетенции Международной Комиссии:

«СССР признает ipso fаctо и без специального соглашения в отношении любой другой Высокой Договаривающейся Стороны, принимающей на себя такое же обязательство, компетенцию Международной комиссии по установлению фактов».

И вот Россия выходит из компетенции Международной Комиссии по установлению фактов. В настоящий момент Россия участвует в двух конфликтах – в Сирии и в Украине.

Законопроект, предложенный Президентом России, если он будет поддержан Федеральным Собранием России (а в этом сомневаться не приходится), означает, что Международная комиссия самостоятельно не сможет инициировать расследования случаев нарушения Россией норм Международного Гуманитарного Права при проведении операции в Сирии, а в случае признания того, что конфликт в Украине носит международный характер, то и в Украине.

Сергей Кривенко,

Эксперт Совета при Президенте России

по развитию гражданского общества и правам человека,

Москва, 20 октября 2019 года

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий