— Несмотря на бодрые рапорты о реформах, в армию продолжают призывать больных и немощных. Процветают произвол, воровство, пьянство офицеров. Не уменьшается и число солдатских смертей, — утверждает Элла Полякова, председатель региональной общественной правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга»
Не выдержал унижений…
Элла Полякова: — Нынешний весенний призыв прошёл с традиционными нарушениями, единственное, не было облав. Поодиночке молодых людей всё же хватали, но операций «Невод», «Призывник», как раньше, не проводилось. То, что такие методы незаконны, признала и прокуратура Колпинского, Пушкинского районов. Мы стараемся обнародовать факты нарушений и помочь людям защитить свои права.
АиФ-Петербург: — Но даже внешне армия здорово изменилась. Срок службы — год, далеко от дома не отправляют, зарплата «срочника» вместо 500 рублей — две тысячи. Новобранцев одели в новую форму, разрешили пользоваться мобильными…
Э.П.: — Да, откровенно генеральских дач не строят, но система осталась прежней. Как раз сегодня нам позвонили на «горячую линию» — в части отбирают мобильные телефоны. Бывшего министра обороны Сердюкова привыкли ругать, но при нём многое стало меняться. Улучшилось питание, снабжение, готовить пищу, убирать территорию стали гражданские, деньги солдатам переводились на карточки. Появились и стратегические перспективы — переход на профессиональную армию, уход от комплектации на основе призыва. Сейчас, по непонятным причинам, многое идёт вспять. Есть сигналы, что у солдат отбирают жалованье. Недавно к нам обратилась целая группа военнослужащих из Балтийска — денег нет, условия скотские. Тревожно и то, что люди, которых за проступки выгнали из Вооруженных сил, сейчас возвращаются. Что касается службы рядом с домом — это самообман. Принцип экстерриториальности никуда не делся. Недавно из Ленинградской области призвали больного мальчика. Семья действовала неграмотно, в итоге его отправили аж на Дальний Восток. Это дикость — так относиться к молодому поколению.
АиФ-Петербург: — Говорят, количество смертей тоже не уменьшается…
Э.П.: — Вот только несколько последних дел. Лукин Александр: призывался из Архангельска, в части пробыл всего два дня — и смерть. Что случилось — неизвестно. Александр Козлов: погиб в Каменке 21 июля этого года, официальное заключение — сбила машина во время чистки обочины. Тимофеев Владислав: в феврале нашли повешенным под Павловском, хотя числился в Сертолово. Чупов Виталий: прослужил всего две недели и погиб. Мышкин Сергей: призвался в Каменку из Тулы, высокий, спортивный, студент, писал стихи. Над ним издевались… Когда правозащитники вмешались, его поместили в Кронштадтский госпиталь, но было уже поздно. Не выдержав унижений, он покончил с собой. Его мама теперь тоже не хочет жить. Никто за это так и не ответил.
Неграмотного — к ракетам
АиФ-Петербург: — Как же нужно действовать родителям и призывникам, чтобы ничего плохого не случилось? Получается, не зря некоторые мамы начинают собирать справки о здоровье сына едва не с рождения…
Э.П.: — Правильно делают! Именно семья, которая знает все особенности развития ребёнка, может достоверно выяснить, годен сын для службы в армии или нет. А если призывная комиссия уже вынесла решение, у каждого гражданина есть право с ним не согласиться и потребовать прохождения другой. К сожалению, люди не знают своих прав. Многие даже думают, что действует закон о всеобщей воинской обязанности, хотя он был отменён ещё в 1993-м.
АиФ-Петербург: — Помню скандальный случай, когда парень с образованием в один (!) класс школы попал в стратегические войска под Гатчину. Писать, читать толком он не умел. Как такое могло произойти?
Э.П.: — Многие по-прежнему откупаются от армии. В результате туда попадают малообразованные, больные и немощные, вплоть до инвалидов. Люди, которые не могут выполнить главную задачу, — защитить страну от внешнего врага. Самое страшное, что в этом участвуют и врачи. По медицинским нормам нельзя, например, ставить под ружьё молодых людей ростом меньше 1,5 и выше 2 метров. Однако из Петербурга призвали парня, вымахавшего до 2.05 м. Размер ноги — 52. В части формы на него не нашлось, поэтому присягу он принимал в кроссовках. Подходящей кровати тоже не предусмотрели, а когда нагрянула проверка, бедолагу спрятали в бане.
В Кронштадтском госпитале мы навещали солдата со сложным заболеванием костной системы. Во время очередного марш-броска он от боли упал в обморок. Другого призвали, несмотря на тяжелейшую травму — электропила, вырвавшись, страшно ранила ногу. Как служить при таком увечье? Конечно, начались конфликты с командованием. В итоге строптивого срочника отправили в психиатрическую лечебницу. Сейчас родители готовят документы в суд.
АиФ-Петербург: — Вы давно призываете к отмене военных билетов…
Э.П.: — В сложившейся системе не вижу в них смысла. У нас везде компьютерная система, поэтому для учёта достаточно в электронной базе сделать необходимые отметки. А этот документ сегодня с лёгкостью продаётся и покупается. Цена от 90 до 120 тысяч рублей. Есть фирмы, которые «под ключ» предлагают чистый билет с доставкой на дом. Поэтому считаю, что надо убрать такой сомнительный «товар». Необходимо также для военнослужащих ввести страховые полисы и не забирать у солдат паспорта. Пусть этот документ остаётся в семье, а у призывника будет нотариально заверенная копия.
Пишите президенту!
АиФ-Петербург: — Нужна армия, сформированная по принципу миротворческой, — такова ваша позиция. Однако на планете гонка вооружений только усиливается. Посмотришь на солдат США, Китая, Израиля — настоящие киборги.
Э.П.: — Мир привык к войнам, бряцанью оружием, и это очень тревожно. В 70-х хороший урок сторонникам милитаризма и силы дали в США. Там общество, возмущённое войной во Вьетнаме, потребовало, чтобы военные, сжигавшие напалмом целые деревни, 10 лет не могли идти во власть. Расшифровывалось это так — поживи 10 лет нормальной гражданской жизнью и только потом, наравне с остальными, борись за место в парламенте. И хотя практика продержалась недолго, сам настрой народа показателен. У нас граждане пока на такие подвиги не готовы.
АиФ-Петербург: — Вы — член президентского совета по правам человека, имеете возможность напрямую обратиться к верховному главнокомандующему. Знает ли он о многочисленных нарушениях в армии?
Э.П.: — Думаю, знает многое, но не всё. От высшего командования вообще многое скрывается. Недавно выездное заседание нашей комиссии проходило в Ханкале. В части, где мы были, контрактники живут по 15 человек в комнате, на стенах казармы — грибок, дышать нечем. Ребята жаловались, что и форму покупают за свой счёт. Причём многие говорили: «Я шёл служить с желанием, но такого не ожидал…» Обо всём этом и других бедах мы написали на имя президента. Встреча с ним планируется на 3 сентября.
Но рассказать о беспределе руководству района, города, страны может каждый. Если ситуация критическая, пишите на сайт президенту, премьеру, прокурору, генералам, губернатору. Обязаны ответить! Берите на себя ответственность за жизнь и здоровье своих детей. Иначе из-за промедления и пассивности можете их потерять.