Владимир Путин во вторник отправил министра обороны Анатолия Сердюкова в отставку. Решение было принято после короткой встречи министра и президента в резиденции в Ново-Огареве. Пост министра обороны вместо Сердюкова займет губернатор Московской области Сергей Шойгу.
Сердюков оказался в центре финансового скандала после того, как следователи Следственного комитета России (СКР) начали обыски и аресты в связи с хищениями 3 млрд в ОАО «Оборонсервис».
Главным фигурантом самого громкого скандала последних лет стала протеже министра — бывший руководитель департамента имущественных отношений Елена Васильева. Следователи, пришедшие с ордером на обыск в ее квартиру в элитном доме на Знаменке, застали там и ее шефа, Анатолия Сердюкова. Неделю назад Владимир Путин вызывал теперь уже экс-министра и попросил его оказать содействие следствию, которое занимается делом о хищении в его ведомстве.
Назначение Анатолия Сердюкова в 2007 году министром обороны с одобрением приняли гражданские и в штыки — военные. Первые ожидали, что бывший глава Федеральной налоговой службы модернизирует Вооруженные силы по западному образцу, наведет порядок в расходовании бюджетных средств и наладит эффективное управление, вторые были недовольны тем, что военное ведомство возглавил сугубо штатский человек, к тому же бывший директор мебельной фабрики.
Действия Сердюкова одновременно подтвердили ожидания гражданских и опасения генералов. Первым делом он стал менять заместителей, командующих родами и видами войск, ставя на их место гражданских. Своих постов лишились практически все руководители Минобороны Сергея Иванова — начальник Генштаба Юрий Балуевский, заместитель по финансам Любовь Куделина, главком ВМФ Владимир Масорин и еще десяток генералов.
Модернизация и сокращение ВС, официально названные «приведением к новому облику», начались под впечатлением от войны в Южной Осетии в августе 2008 года. С одной стороны, армия выполнила все поставленные задачи, с другой стороны, выявилось множество недостатков вроде отсутствия беспилотной авиации, современных автоматизированных систем управления, плохого взаимодействия не только между родами и видами войск, но и между соседними воинскими частями и подразделениями.
Скандалы преследовали нового министра практически с самого начала его оборонной деятельности. Достаточно вспомнить новую форму от Юдашкина (в которой солдаты замерзали) и отказ от сапог с портянками в пользу ботинок; переход на аутсорсинг тылового обеспечения войск; запрет на готовку перловой каши; отказ от закупок автоматов Калашникова и, как венец министерской карьеры, внедрение в войсках бадминтона, о чем сообщали «Известия».
Положение Сердюкова стало неустойчивым с приходом в правительство «оборонного» вице-премьера Дмитрия Рогозина в начале нынешнего года. Конфликт между военным ведомством и предприятиями ОПК, которые курирует Рогозин, заложены в системе ценообразования, качества продукции, состояния производственных мощностей.
Военное ведомство во многом ориентировалось на иностранные образцы техники — французские вертолетоносцы «Мистраль», израильские беспилотники, итальянские бронеавтомобили «Рысь». Рогозин всегда поддерживал отечественную оборонку и неоднократно повторял, что она способна производить технику не хуже западной.
В споры двух сторон неоднократно приходилось вмешиваться первым лицам государства — Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину, однако гособоронзаказ за 2011 год все равно оказался сорван, а его срыв за 2012-й практически неизбежен. Счетная палата в сентябре указала на тотальную неэффективность бюджетных трат на вооружения и технику, а Главная военная прокуратура обнародовала масштабные цифры коррупции в отрасли.
Анатолий Сердюков подал в отставку уже в третий раз. Первый рапорт появился в 2007 году в связи с имевшимися на тот момент родственными связями с зампредом правительства Виктором Зубковым (жена министра — это дочь вице-премьера). Второе прошение подано в нынешнем году после жесткой критики на президиуме правительства со стороны премьер-министра Дмитрия Медведева. Недовольство главы кабинета вызвал срыв гособоронзаказа. Оба раза Владимир Путин отставку не принял, и вот в третий раз, наиболее вопиющий и связанный с масштабной коррупцией, прошение Сердюкова принято.
Тем не менее, Сердюков оставил после себя армию «нового облика» с современной организационно-штатной структурой.
Как у всякого крупного госчиновника, у Сердюкова были свои сторонники и противники. Так, первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев заявил «Известиям», что главная проблема Сердюкова в авторитарном стиле руководства.
— Этот стиль позволял быстро проводить необходимые изменения в армии, но в то же время снизил уровень контроля со стороны гражданской власти. Поэтому при Сердюкове было практически свернуто международное сотрудничество, сокращен институт военных инспекторов, военпредов. Решения, которые принимаются без учета экспертных мнений, часто показывают свою неэффективность, — считает Гутенев.
Президент академии геополитических проблем Леонид Ивашов выразился более жестко.
— Необходимо продолжить уголовные дела, и не только в «Оборонсервисе». Главная военная прокуратура сделала около 130 представлений Министерству обороны о незаконной деятельности, а реакции — ноль. Сердюков по сути создал у себя коммерческие структуры. Последствия этого очень тяжелые. Коммерческие структуры стали ремонтировать самолеты — участились аварии и катастрофы. Занялись продовольственным обеспечением — солдаты стали хуже питаться. В общем, Сердюков запомнится тем, что сделал армию небоеготовной, — уверен Ивашов.
Денис Тельманов
Фото: Глеб Щелкунов