В первой части Игорь рассказал о том, как попал служить в отдаленную воинскую часть в Бурятии, во второй – как проходила там служба у молодых солдат.
От редакции: описанная автором советская армейская система – это то страшное наследие, от которого наша современная российская армия до сих пор до конца не избавилась.
На фото — обкуренные деды. Фото автора
Мы начали выходить на обслуживание техники и помогать будущим дембелям сдавать её нам. С двумя дедами ставили головку блока на Маз-537. Кто делал, понимает: сколько весит, как надо держать перед установкой, как резинки на морозе вставить и положить, чтоб не сбилось все. Это двигатель танка Т-34 двенадцатицилиндровый. Голыми пальцами на морозе замерзший блок я удерживал 3-5 минут — не помню… Не удержал, и все сбилось…
Нас возил автобус (от парка машин до части — 4 км). Пошли к автобусу молча. Деды говорят: приезжаем в казарму, ты там раздетый в умывальнике, и вперед нас перед отправкой автобуса бегом. Я их обогнал, когда они шли от автобуса к казарме. На ходу скинул фуфайку, шапку и — в умывальник.
Там я второй раз потерял сознание. Когда уже еле стоял, они напоследок выравнивать бляхи стали у меня на голове. Был в шапке. На третьем ударе почувствовал, что уже не стою и падаю…
— Ты че, сука, притворяться будешь мразь?!!.
Один за шапку, а оттуда — поток крови. Рукой прикрыли, вызвали медика. Остановили кровь и отпустили. В зеркало было лучше не смотреть. Глаз не видел, одно ухо больше другого, задыхался от поломанных ребер. Наступило облегчение, что бить сегодня, кажется, больше не будут. Когда поняли, что еле живу, положили на кровать. Очнулся утром от шума и крика. Не трогали ни в столовую, ни вообще…
«ШУ-БА-А!!!» — кричат… Заходит командир полка и замполит… Громко для всех вызывают меня! Дембеля и деды ко мне: зачем?.. Почему?… Кто сдал??? И в каптерку. Начали решать между собой, что делать. На всё про все у них было 5-10 минут, и я должен был предстать перед комполка. Я не понимал, что они хотят, слабо понимал, что говорят. Вчерашние побои затянули лицо. Я ПРОСТО УСТАЛ! Один меня встряхнул, посмотрел мне в глаза и сказал: сдашь — можешь вешаться.
Я пошел. Захожу… Комполка на меня посмотрел и говорит, чуть скрывая толи слезы, толи злость: К ТЕБЕ ПРИЕХАЛА МАМА, иди — готовься в увольнение…
Вышел. Меня снова в каптерку и хотели уже бить начать. Я говорю: ко мне Мама приехала, готовиться в увольнение надо. Прибежал из санчасти врач, съездил какой-то офицер за пудрой домой, убрали опухоль с губ, с лица, синяки затерли пудрой, кремом, дали белый ремень, дембельскую форму. Вид стал уставший, но не битый. Повели. Комвзвода кричит: ты мне все расскажешь… всем п….ц! Не отпускал меня, пока я ему не сказал: хорошо, расскажу. Я знал, что этого не будет. Ребята все слышали.
Не помню чувств встречи. Мама комнату сняла где-то в Наушках. Зашли туда. Тепло. Попил чаю, что-то начали говорить… Проснулся… Мама говорит, что надо идти отмечаться в полк. Спал 23 часа. 5 дней прошло за полминуты.
На фото: заблудились в пургу в Монголии, — 45 мороза
На фото: автор закрепляет танк перед марш броском
Меня сразу к комполка без захода в казарму: «Рассказывай! Потому, что такое я оставить не могу. Или я комполка, или вообще никто!»
Выбора у меня нет. Я говорю: хорошо. Рядом с нами стояла часть стройбата из одних армян. Туалет был общий на две части — нашу и их. Говорю: пошел в туалет на очко, подошли армяне, попросили закурить… У меня нет… Били долго и методично.
— Узнаешь? -спрашивает.
— Доложен, — говорю.
Построили их все 180 человек и я пошел вдоль шеренги. Подхожу к комполка и говорю: товарищ подполковник, они все на одно лицо!
Пришел в казарму, уже все все знали и ржали. И водки мне дали. И сразу, не дожидаясь приказа 10 дней, перевели в котлы: ложишься на стул задницей кверху (попа обтянута), становятся все желающие (не более 12 человек, в зависимости от уважения к солдату) и ремнем скрученным, кожаным, 12 раз со всего маху бьют. Три-пять дней можно не садиться. Дают тебе кожаный ремень, расстегивают пуговицу на гимнастерке, и можешь шапку носить, как хочешь. Больше никто не имеет права тебя трогать.
Потом были еще непонятки по этому вопросу, но никого не посадили, все дембеля уехали домой. А, значит, я никого не сдал! И приехала молодежь…
Комментарий автора к фото: это я уже дембель — работаю кочегаром с молодыми новыми котлами.
P.S. Зачем я об этом пишу и рассказываю? Папа спрашивает: и охота тебе это вспоминать? Мама этой истории не знает, решили не показывать мои воспоминания. В третей моей части я рассказал 7 дней чувств, из прожитых мною там. Чувств Мамы я не знаю, с какими она ехала домой 7 дней поездом. Никогда об этом не спрашивала до сегодняшнего дня. Хотя все видела и понимала. Я понял, что такое ДОМ, РОДИНА! Я полюбил Жизнь, как никогда её не любил, я полюбил СВОБОДУ! Мне стало не о чем разговаривать с людьми, видящими проблему в ремонте квартиры или прочее. Я понял, что такое женщина! Как её желать и любить! Нас никто никогда не домогался, и даже таких мыслей ни у кого не было! Я понял ТО, что не понимали другие. Я научился читать людей взглядом. Выживание этому научило. Я начал видеть в глазах убийцы СМЕРТЬ, и не боятся этого. Я боюсь и не боюсь. Мне 51. Все это для меня было школой, которую я получил. На гражданке эти знания мне спасали Жизнь много раз. Спасают и сейчас.
И о стукачестве. Стукачество бывает разное… И бывает — надо СТУЧАТЬ! В каждом из нас сидит ЭГОИСТ, который всегда ХОЧЕТ. Где найти Вашу середину между НАДО и ХОЧУ, решать Вам! От этого зависит, кем будете.
Спасибо.
Измученный, избитый своими же сослуживцами (дедами) -это образ советского солдата, а сейчас российского.
Интересно, если бы началась война эти солдаты смогли бы защитить нашу страну от врагов? Я думаю нет,потому что враги среди своих, они поубивают друг друга. Солдаты должны быть дружной командой.
Если мы едины, мы непобедимы.
Замечательный очерк о армейской службе.Тронуло.Мне лишь остается порадоваться,что ТАКОГО в мою службу не было.Всякое бывало,но такого беспредела-нет…Автор-спасибо огромное за рассказ.
Спасибо за рассказ, трогательно…
У меня ситуация подобная была: служил 1998-2000 в ходе службы ни как себя не проявил. Когда по учебки офицер отправил на очки там уже был один я чистить не стал, а заставил того парня. Потом выучил обязанности по КПП и вот я на КПП почти гражданка. Прошел год дали мне молодого солдата, т.к. ремня кожанного у меня не было я перед увольнением в запас сказал молодому как он может абсолютно законно уехать домой. Ему пришло письмо от его девушки, что мол типа она от него родила дочку. Я ему говорю: Видел в штабе рекламу » поступайте в ВУЗы МО РФ» так, вот иди к ком.бату пиши рапорт, что хочешь поступить в Вуз в своем регионе откуда ты родом. Потом едешь в Вуз поступаешь, просишся в увольнение, едишь домой женишся, береш свидетельство о браке, но а там дальше решаешь учиться или нет. Если нет, то тебя отправят обратно в часть, но в таком случае у тебя уже есть св-во о браке и по закону ком. бат не имеет права тебя задерживать в части. Результат: он уволился на неделю позже меня Я его проводил на паром. Я его ни когда не заставлял что-то делать за себя. Работали вместе!
Денис, всё шоколадно, однако…
1.Где удовлетворение от Службы Родине?
2.Где самоуважение?
3.Где она, Одна Заветная, которой ты призываешься служить, а вместо Родины тебя встречает дед-«синяк»-уголовное чучело? О «землячествах» в подразделениях — отдельная тема (доходило до перестрелок в карауле)
4.Командиров в роте мы звали — «наши Пиночеты», это ни о чём не говорит?
5,Для полного счастья необходимо Славное Отечество, не?
Молодец, что признался, на это тоже нужна сила…
Всё это знакомо и всё так и было…
И раньше слушая рассказы о службе, и сейчас прочитав воспоминая Игоря. Ловлю себя на мысли -первое: О том, что проходя службу в ближнем подмосковье на КП (командном пункте) и разведценте (РИЦ) особого назначения, мы находились на курорте.
Где уходя на 12-ти часовую смену знаешь, что придя обратно увидишь свои вещ оставленные в тумбочке строго на своих местах , даже деньги.
Где после отбоя оставались вместе с нарядом только те, кто накосячил на боевом дежурстве.
Где командиры роты не приходили с проверкой по ночам, зная, что в казарме все спокойно.
Где после полугода службы в «черпаки» принимали легким похлопыванием бляхи по заду. и тд. и тп.
Второе: От чего это зависит? От того , что в части ОН был особый отбор, или все -таки все зависит от офицеров.
Игорю огромное спасибо за откровенные воспоминания, не каждый решится!
+++