Европейский суд по правам человека признал факт жестокого обращения с солдатом-срочником Михаилом Лялякиным в военной части и присудил ему моральную компенсацию в виде 15 тысяч евро, а также 825 евро за судебные издержки.
Эта история произошла почти десять лет назад, но к логическому завершению пришла только сейчас. После учебки 18-летний Михаил Лялякин из Нижнего Новгорода поступил служить в воинскую часть №34605 города Волгограда. Сегодня ему 26 лет, он женат, но службу в Волгограде до сих пор вспоминает с ужасом.
— В то время, давайте говорить честно, дедовщина в армии процветала. Трое мальчишек – два призывника из Нижнего Новгорода — Михаил Лялякин и Андрей Власов, и один из Калининграда, не выдержав издевательств в части, сбежали прямо с учений. Дезертиров задержали и устроили им самосуд. В качестве наказания парней раздели догола и водили по плацу на ошейнике из ремня перед всем составом части. А потом привязали в палатке и по одному выводили якобы на расстрел, — вспоминает Нина Пономарева, председатель волгоградского отделения общественной организации «Комитет солдатских матерей». – Мы собрали с мальчишек заявления и направили их в военную прокуратуру с требованием провести проверку. Но после длительного разговора с силовиками двое мальчишек отказались от заявлений. Прокуратура, естественно, никаких нарушений не нашла, а Михаил Лялякин был комиссован по состоянию здоровья.
Пять раз дело возвращали на доследование, но вина командиров части так и не была доказана. Тогда правозащитницы посоветовали Михаилу обратиться в Европейский суд по правам человека.
— Мы знали, что в Европейском суде дела рассматриваются долго, поэтому, когда в 2009 году обратились туда с заявлением, на скорый ответ не рассчитывали. Прошло шесть лет, но справедливость таки восторжествовала. Не все наши требования были удовлетворены. Но то, что суд признал факт жестокого обращения с солдатом, а также тот факт, что расследование по данному делу проводилось неэффективно и следователи должны понести за это наказание – это уже большое достижение, — говорит адвокат Михаила Лялякина из нижегородского комитета солдатских матерей Любовь Жукова.
В течение трех месяцев государство РФ может обжаловать данное решение ЕСПЧ. Если этого не произойдет, Министерство финансов обязано выплатить указанную в решении сумму нижегородцу.