Как сообщают «Солдатские матери Санкт-Петербурга», .Яков В. был призван в в/ч 02561 (г.Луга, Ленинградской области) в 2016 году. Спустя два месяца он был госпитализирован в психиатрическое отделение военного клинического госпиталя Министерства обороны. По результатам проведения военно-врачебной комиссии он был признан ограниченно годным к военной службе и уволен из рядов вооруженных сил. При этом в воинской части Якову в военный билет внесли запись о том, что во время службы он «находился на обследовании в психиатрическом отделении и был уволен по болезни».
После комиссации Яков обратился в военный комиссариат по Советскому и Фокинскому району города Брянска с просьбой заменить военный билет на новый, так как запись в нем с указанием лечебного отделения нарушает его право на конфиденциальность врачебной тайны. Но получил отказ.
Не согласившись с решением военного комиссара, Яков, при поддержке юристов правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» обратился в Фокинский районный суд г. Брянска с административным исковым заявлением об оспаривании отказа в замене военного билета.
«Сведения о фактах обращения граждан за оказанием медицинской помощи составляют врачебную тайну, и разглашение данных сведений без согласия гражданина не допускается, — поясняет юрист организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Горбачев. — Вместе с тем, военный билет может быть предоставлен в различных ситуациях, например, при трудоустройстве на работу. Следовательно, врачебная тайна гражданина будет раскрыта. Наконец, внесение оспариваемой записи в военный билет нарушало требования Приказа Министра обороны № 495 от 18.07.2014 года».
Подробный правовой анализ о недопустимости внесения в военный билет каких-либо сведений, указывающих на оказание военнослужащему психиатрической помощи и его психиатрическое освидетельствование, смотрите в справке, подготовленной юристами Правовой инициативы «Гражданин и армия».
Правозащитники отмечают, что Яков обратился к ним через мобильное приложение «Армия и закон», которое было ими разработано.
Можно было решить вопрос проще без суда — через военную прокуратуру.