Шиловский полигон под Новосибирском и полигон в Юргинском районе Кузбасса — площадки, на которых с весны этого года ведется плановая утилизация боеприпасов. Склады, арсеналы и другие места хранения, расположенные вблизи населенных пунктов и промышленных объектов, освобождают от взрывоопасных предметов в рамках гособоронзаказа и по федеральной целевой программе «Промышленная утилизация вооружения и военной техники».
22–23 октября, в выходные дни (хотя, по утверждению военных, утилизация проходит только в будни) толчки и тряска от взрывов ощущались в центре Новосибирска. Сотрудники журнала «Эксперт-Сибирь», проживающие в Железнодорожном районе столицы Сибири, рассказали, что в их квартирах дрожали стекла и сотрясались стены. «Нарушены все сроки по утилизации боеприпасов на Шиловском полигоне. В самое ближайшее время подрыв закладок боеприпасов повышенной мощности должен быть прекращен. Кроме того, недопустимо увеличение объема утилизации боеприпасов. Новосибирская область — это не боевая зона по утилизации», — оперативно отреагировал на проблему губернатор Новосибирской области Василий Юрченко.
23 октября из-за мощного взрыва на полигоне в Юрге в домах окрестных сел вылетели стекла. На отдельных промышленных участках шахт в Кузбассе, по данным пресс-службы обладминистрации, «ощущались заметные колебания земной коры, которые вызвали сильное беспокойство у горняков». Напуганные люди, сообщалось в пресс-релизе, выбегали на улицы, думая, что до них дошли отголоски мощного землетрясения в Турции (вот она, глобализация!). Шквал звонков от обеспокоенных горожан обрушился на городскую и областную администрации. По данным областного Совета народных депутатов, в адрес главы Юрги поступило около 600 обращений, на имя губернатора — еще 36. Взрывы, сетовали депутаты в своем обращении на имя главы Минобороны Анатолия Сердюкова, «вызывают сильную вибрацию в помещениях, падение предметов домашней обстановки, дребезжание и выпадение оконных стекол, появление трещин по стенам». Напомнив о пожарах на арсеналах в Башкирии и Удмуртии, депутаты отметили, что в Юрге и Юргинском районе проживают более 110 тысяч человек, поэтому «в случае возникновения чрезвычайных ситуаций последствия могут быть более трагичными».
«Действия военных становятся неуправляемыми. Это беспредел, который узаконили. Все работы по утилизации отдали на откуп исполнителей, и создается впечатление, что работы ведутся по принципу «кто больше взорвет», — сетовал губернатор Аман Тулеев. В своем обращении на имя Сердюкова он заявил: «При возникновения проблем на угольных предприятиях области, связанных с обрушениями, ответственность должно нести Министерство обороны». Оно же, по мнению Тулеева, должно компенсировать причиненный ущерб населению, а также административным и жилым зданиям. Кемеровские власти уже готовят обращения по данным фактам в Генеральную военную прокуратуру и в суд.
Рвение чиновников вполне объяснимо — приближаются выборы в Госдуму, а потому любые эксцессы, способные взволновать общественность, власть старается задушить сразу. Негативному воздействию ударных волн подвергаются около 300 многоэтажных домов Юрги (половина жилого фонда), все это «озлобляет население», прямо отметили в своем обращении кузбасские депутаты, заявив, что это «может отрицательно сказаться на предстоящих выборах» и «привести даже к их срыву в ряде населенных пунктов».
Толчки действительно нервируют население, не привыкшее к подобным явлениям. В Сибири землетрясения, тем более сильные и ощутимые, случаются крайне редко. Однако на самом деле утилизация боеприпасов в Шилово и Юрге, конечно, не идет ни в какое сравнение с событиями на полигоне в Чебаркуле, от взрывов на котором прошлой осенью трясло половину Челябинска (впрочем, военные тогда заявили, что не виноваты). Но подстраховаться не помешает, и дело даже не в выборах.
Военные уже сообщили, что дневные нормы по уничтожению боеприпасов были уменьшены и на Шиловском, и на Юргинском полигонах. Однако из-за этого срок окончания взрывных работ сдвинулся на 15 ноября. Обещано также не производить подрыв снарядов в выходные и праздничные дни. «Весь процесс уничтожения находится под контролем командования Центрального военного округа, военной прокуратуры округа, представителей общественных и правозащитных организаций», — уверяют в Минобороны. С марта 2010 года на полигонах и в специализированных цехах ЦВО, в который входит и Западная Сибирь, было утилизировано более 670 тыс. тонн боеприпасов. Осталось уничтожить еще около 8 тыс. тонн.