В Санкт-Петербурге подвели итоги мониторинга информационной открытости военных комиссариатов

1498
0

В рамках кампании открытости военных комиссариатов волонтеры правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» посетили 14 призывных пунктов военных комиссариатов: Фрунзенского, Московского, Калининского, Колпинского, Петроградского, Василеостровского, Невского, Адмиралтейского и Кировского (объединенный военкомат), Приморского, Красносельского, Выборгского, Красногвардейского районов Санкт-Петербурга.

Задача кампании заключалась в проверке —  насколько полно призывные пункты оборудованы информацией о правах призывников, в частности, о праве на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу (АГС).

В ходе проверки правозащитники изучили, как изменилась ситуация по сравнению с 2014-м годом, когда был  проведен аналогичный мониторинг. Оценка производилась по трем  критериям: 1) доступ граждан на территорию призывных пунктов; информирование о правах призывников; информирование о составе врачей-специалистов,  призывной комиссии и надзорных органах.

Доступ граждан на территорию призывных пунктов

Большинство призывных пунктов доступно для граждан:  в любой день они могут  беспрепятственно пройти, ознакомиться с информацией, подать заявление. В этом отношении ситуация изменилась в лучшую сторону по сравнению с тем, что было три года назад.

«При проведении аналогичного мониторинга в 2014 году мы фиксировали, что доступ на призывные пункты во многих районах был ограничен для «посторонних лиц», – рассказывает координатор отдела по защите прав призывников «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» Оксана Парамонова. – Причем «посторонними» чиновники часто называли родителей или доверенных лиц призывников. Сотрудники призывных пунктов устанавливали свой особый пропускной режим, который не был определен ни одним нормативным правовым документом и заключался, на самом деле в том, чтобы не допустить присутствия свидетелей возможных нарушений во время призывных мероприятий».

Правозащитники отметили, что сейчас в тех районах, где ранее доступ граждан был ограничен (Выборгский и Красногвардейский районы), теперь доступ на призывной пункт либо полностью свободный, либо возможен после внесения паспортных данных посетителя в журнал регистрации. Вместе с тем Парамонова отмечает, что уверенно сказать о доступности можно будет лишь после  неоднократного посещения  призывных пунктов в самый разгар призывной кампании.

«Мы проводили исследование в период, когда острота ситуации в связи с выполнением плана призыва, очевидно, спала», – подчеркнула Оксана Парамонова.

Не удалось проверяющим пройти на территорию военкомата в  Василеостровском районе. Охранник пояснил, что попасть внутрь, чтобы ознакомиться с информацией на стендах, можно только в приемные дни  при наличии паспорта. При этом сотрудник не смог сослаться на какой-либо нормативно-правовой акт или дать пояснения о том, что такое «приемный день» у информационного стенда.

Информирование о правах призывников

В половине проверенных военных комиссариатов имелись  стенды с  информацией о правах призывников, в частности, о праве на альтернативную гражданскую службу, отсрочках и основаниях для освобождения от призыва. Так, в Выборгском, Калининском, Колпинском, Невском и Фрунзенском районах имеются выдержки из соответствующих положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и праве на АГС с цитированиями статей Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе». При этом только в Колпинском военкомате на стенде в полном объеме приведена статья 59 Конституции России:

Статья 59 Конституции Российской Федерации

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

У остальных — положение основного закона либо дается в свободном пересказе, либо отсутствует вовсе.

В пяти районных призывных пунктах (Красносельский, Красногвардейский, Московский, Петроградской, Адмиралтейский/Кировский) информация о правах призывников и об альтернативной гражданской службе отсутствовала. Между тем,  во время проведения мониторинга в Красногвардейском районном призывном пункте в апреле 2017 года, стенд с информацией об АГС отсутствовал, однако в июле волонтеры  отметили его появление, что, по мнению правозащитников, связано с  освещением кампании  СМИ.

«Совет по правам человека ООН неоднократно подтверждал важность информирования о праве на отказ от военной службы по соображениям совести и о путях получения статуса лица, отказывающегося от военной службы по соображениям совести, всех лиц, затрагиваемых военной службой. Эта позиция была в очередной раз подтверждена Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека в докладе 35 сессии СПЧ ООН, завершившейся 23 июня 2017 года», – пояснил юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Горбачев.

Несмотря на отсутствие сведений о правах призывников, каждый военный комиссариат в Санкт-Петербурге содержит информацию об обязанностях призывников. Так, на призывном пункте Петроградского района такая информация размещена сразу на нескольких стендах в разных местах: приведены выдержки из Уголовного кодекса (статья 328 – уклонение от призыва на военную службу), Кодекса об административных правонарушениях, статьи об обязанностях призывников из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Информирование  о составе врачей-специалистов,  призывной комиссии и надзорных органах

Информация о составе призывной комиссии и составе врачей-специалистов военкомата, проводящих медицинское освидетельствование,   имеется не во всех призывных пунктах. Здесь  призывные пункты разделились на три, почти равные, группы. В Красносельском, Невском, Приморском и Фрунзенском районных призывных пунктах информация об актуальном составе призывной комиссии и врачей-специалистов размещена на информационных стендах. В свою очередь, в Красногвардейском, Адмиралтейском/Кировском и Московском районах такая информация отсутствует вовсе. В остальных районах (Петроградский, Выборгский, Колпинский, Калининский) информация о составах представлена частично. В Выборгском, Калининском и Колпинском районах имеется информация только о составе призывной комиссии, а о врачах специалистах – нет, а в остальных – наоборот: состав врачей-специалистов представлен, а состав призывной комиссии отсутствует.

Правозащитники отмечают, что составы призывных комиссий можно найти в открытом доступе в сети Интернет, однако сведения о составе врачей-специалистов официально нигде не публикуются, поэтому ознакомиться с ними можно, только запросив данные в районной администрации или на стенде призывного пункта.

Большинство районных призывных пунктов содержат информацию о надзорных органах. Только в Адмиралтейском/Кировском районе, Красногвардейском и Фрунзенском районах нет данной информации. В Петроградском районе информация о надзорных органах есть, но она касается только темы коррупции. Все остальные районы также не содержат информации о надзорных органах.

Информацию о правозащитных организациях и бесплатной юридической помощи ни на одном информационной стенде волонтеры не обнаружили.

Кампания мониторинга информационной открытости военных комиссариатов была организована  правозащитной организацией «Солдатские матери Санкт-Петербурга», правозащитной инициативой «Гражданин и Армия» при поддержке Московской Хельсинкской Группы и Объединённой группы общественного наблюдения.

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий