Военный городок в мирное время

1744
3

Не так давно в интернете появились шокирующие кадры состояния жилищной инфраструктуры военных городков, расположенных в ближайшем Подмосковье. Многие фотографии напоминали антураж известной компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R., действие которой происходит в альтернативной реальности, в Чернобыле, пережившем несколько техногенных катастроф. Оказалось, что романтику пост-апокалипсиса можно наблюдать и в реальной жизни, отъехав от Москвы всего лишь на 50 километров.

Чехов-7

Доведенные до отчаяния военные пенсионеры, многие из которых служили своему отечеству более 30 лет, теперь просят помощи у гражданских. Первыми, кто откликнулся на их мольбы, были участники общественной организации «Народная Дружина». Совсем недавно прямо у порога министерства обороны, одетые в костюмы дедов морозов, они требовали подать тепло к отопительному сезону. Связавшись с представителями этой организации и получив предложение съездить в один из городов, я незамедлительно принял его и договорился о месте встречи.

В выходной день мы встретились с Русланом, активистом «Народной Дружины», и отправились по Калужскому шоссе в направлении подмосковного города Чехов. Через некоторое время мы уже были в его окрестностях. Но найти пункт назначения было не так-то просто. Оказалось, что военный городок Чехов-7, также известный как Подольск-20, попросту не существует на карте. Все 4 программы навигатора на новеньком iPad Руслана отказывались показывать нам путь. Пришлось использовать старый дедовский метод — спрашивать местных жителей. Через час поисков мы оказались на дороге, уходящей прямо в глубь леса. Сразу стало понятно, что мы на верном пути, ведь именно так, за толщей степей, раньше прятали секретные военные части, а теперь Минобороны прячет от общественности тот позор, который нам предстояло увидеть.

Через 15 минут мы уже проезжаем КПП и начинаем выискивать первую «жертву» для допроса. Три мужика в возрасте разгружают какую-то фуру. Мы подходим, представившись журналистами, и спрашиваем, все ли в порядке в городе с отоплением и горячей водой. Двое из них начинают коситься на третьего, который с виду больше других похож на военного пенсионера. Мужчина немногословен, говорит, что у него дома батареи теплые, и есть горячая вода. На вопрос, все ли тут такие счастливые, он отвечает, что нет, и, скорее всего, в некоторых домах действительно могут быть серьезные проблемы с подачей тепла к отопительному сезону. При этом он даже отказывается показать направление, где мы могли бы зафиксировать все вышеперечисленные нарушения.

После разговора с ними мы поехали дальше, хотя слово «ездить» здесь совершенно неуместно. Мы буквально тряслись в кромешной темноте, понимая, что с каждой ямой мы причиняем серьезный вред автомобилю. Дороги в Чехове-7 действительно достойны того, чтобы их прятали от глаз общественности. Через пару минут мы решаем бросить машину на обочине и пойти пешком, попутно фотографируя все, что так или иначе относится к жилищно-коммунальному хозяйству.

"Парадная"

Панельные коробки из бетона тоскливо стоят, прижимаясь друг к другу. Горящий свет из некоторых окон придает этой картине еще более удручающий вид. Помнит ли кто-то из Министерства обороны о том, что здесь все еще живут люди? Подходим к одному из подъездов. Зайти в него не составляет особого труда, потому что дверных замков попросту нет. Все пять подъездных дверей одного дома открыты нараспашку. Хочешь — заходи, попей пивка с друзьями, хочешь — заложи гексоген в подвале — полная свобода действий. Заходим и ужасаемся — внутри отсыревший потолок, обвалившаяся штукатурка и «черный квадрат Малевича», грациозно символизирующий то, что на его месте когда-то весела чугунная батарея.

Не так давно я читал исследование на тему влияния окружающей обстановки на уровень криминогенной активности. Исследование проводилось в Нью-Йорке. Там, где состояние инфраструктуры домов оставляло желать лучшего — разбитые окна, граффити, мусор, облупившаяся краска — уровень преступности был гораздо выше, нежели в аналогичном районе после капитального ремонта и очистки от нелегальных рисунков. В Чехове-7 помимо упаднической инфраструктуры нет даже объектов, где молодежь могла бы проводить свой досуг. Поэтому лучшим клубом, баром или концертной площадкой является один из немногочисленных подъездов. С помощью различных надписей подростки добавляют каждому из них свой особенный колорит. Как известно, бытие определяет сознание, здесь это иллюстрируется как нельзя лучше.

Бытие определяет сознание

Выйдя на улицу, мы встречаем молодую семью, которая вышла на вечернюю прогулку. С ними у нас также состоялся достаточно скудный диалог, из которого прояснилось лишь то, что традиционно каждый год с мая по сентябрь в городе отключают горячую воду. Несмотря на это, молодая пара заверила нас в том, что в данный момент тепло у них есть, а мыться можно, не используя ковши и газовую плиту. В конце разговора нам посоветовали поехать в «старый город», наверное, подразумевая под этим названием район с точно такими же домами, единственным отличием которых является более ранняя дата постройки. С уже меньшей долей оптимизма мы направились обратно к машине и издалека увидели, что кто-то старательно попинывает колеса нашего автомобиля — оказалось, что машина заняла чье-то парковочное место. Забавно, ведь этот город в тысячу раз меньше Москвы, а проблемы здесь те же. Обнадежив двух обеспокоенных мужчин фразой о том, что уже уезжаем, мы решили задать им вопросы, которые уже задавали другим жителям, и тут же поняли, как нам несказанно повезло.

Состояние коммуникаций

Оба мужчины оказались действующими военнослужащими. Они пожаловались на то, что до сих пор непонятно, как городок будет зимовать, потому что каждый год случаются проблемы с отоплением. Один из них сказал, что знает одного военного пенсионера, который входит в инициативную группу. «Я не могу, я в данный момент служу, и у меня могут быть проблемы, но есть военный пенсионер Виктор Константинович, ему точно нечего терять». Мы направились к ближайшему подъезду, где зашли к пенсионеру в гости. После продолжительной беседы все направились осматривать подвал, а потом Виктор Константинович вынес большую папку с документами, и мы приготовились слушать его историю о том, как он годами противостоит неповоротливой бюрократической машине.

Нашим следующим собеседником стал друг Виктора Константиновича, военный пенсионер Горюшкин Петр Васильевич. Судя по увесистой папке, которую он нам показал, ему также было о чем рассказать. Не вдаваясь в юридические моменты, изложим все в хронологическом порядке. По инициативе Минобороны в 2006 году, в качестве эксперимента, обслуживанием жилищного фонда городка стала управляющая компания «Римжилсервис». И действительно, первые полгода были какие-то подвижки — заменили стояки — вместо металла поставили пластик. А уже начиная с декабря 2006 года всяческая деятельность этой управляющей компании прекратилась. Судя по всему, чиновники из Минобороны «увидели, что эксперимент удался». В 2007 году прекратился прием граждан по вопросам ЖКХ. Потом директор «Римжилсервис» и вовсе сменился. По договору, эта компания должна была обслуживать дома жителей города до 2011 года, но, неожиданно для всех, 1 октября 2010 г. на этом посту она была заменена компанией ОАО «Славянка». Недолго думая, собственники Славянки уже с ноября стали «собирать дань» и заранее предупреждали людей о том, что в случае неуплаты будут начисляться пенни. Естественно, что никаких собраний или предупреждений по этому поводу не проводилось. Пенсионеры длительное время пытались произвести оплату приходивших к ним счетов. Ни на почте, ни в сбербанке их не обслуживали. Когда Виктор Константинович отправил запрос по указанному в платежном документе адресу, его письмо вернулось обратно с перечеркнутым адресом назначения. Это означало, что фирма по  указанному адресу не находилась. Получается, что вообще непонятно, куда и кому платятся деньги.

В конце концов, инициативные жители нашли в интернете устав ОАО «Славянка». В списках акционеров компании числится министр обороны Анатолий Сердюков. По факту получается, что он — и заказчик работ, и их исполнитель, а деньги — государственные. Более того, у предыдущей компании в штате было около 70 человек, с приходом Славянки их число сократилось до 4. Получается, что начальник, техник и два слесаря призваны обслуживать целый военный городок…

Близится зима, а вся инфраструктура находится в аварийном состоянии, но все, что на данный момент беспокоит Славянку — это сбор денежных средств. «Город-призрак» каждый год испытывает проблемы с подачей тепла, в нем регулярно отключается горячая вода, подвалы многих домов разрушены и затоплены, на стенах появляются трещины, уличное освещение отсутствует, дороги полностью разбиты. Нет ни детских, ни спортивных площадок, за любыми развлечениями необходимо ехать в соседний город Чехов. Перспектив мало, молодежь спивается. Пенсионеры пишут письма, а бюрократы пишут отписки и спускают жалобы непосредственно тем, на кого они были написаны. Такова жизнь одного военного городка в наше мирное время.

Автор: Владимир Петров

Комментарии

3 комментария
Sl_ne

зато олигархи (власть имущие) гоняют на дорогих иномарках и строют дома в 5-6 этажей

Ответить
Xman82

Ё-мое.. А я когда-то там жил (1988-1992).. Там же пошел в школу (1989).. Разруха была и тогда, но конечно не так мрачно, а в детстве это и тем более незаметно как-то.. Как жаль мой городок, который когда-то был родным!

Ответить