Взвод смерти

2520298_sbig1Завтра во Владикавказском гарнизонном военном суде начнется рассмотрение по существу одного из уголовных дел по факту гибели солдата-срочника Леонида Леонидова (имя изменено), совершившего самоубийство в воинской части 66431 (Цхинвал, Южная Осетия) после изнасилования собственным командиром. Всего же, по данным фонда «Право матери», за период с 9 апреля по 2 ноября в этой воинской части по разным причинам погибли шестеро солдат. Дело о гибели Леонидова дошло до суда вторым, и уже второй раз правозащитники фиксируют странное поведение представителей прокуратуры: вместо того чтобы выступать за максимально строгие меры в отношении подсудимых, гособвинение ходатайствует о смягчении наказаний.

Владикавказский гарнизонный военный суд в эти дни рассматривает сразу два уголовных дела по факту гибели Леонидова. Младшего сержанта Кабанова обвиняют в нарушении уставных правил взаимоотношений, грабеже, превышении должностных полномочий и изнасиловании. Его соучастников – рядовых Антонова и Салтыкова, которые пошли на активное сотрудничество со следствием, – в грабеже, вымогательстве, нарушении уставных правил взаимоотношений и соучастии в превышении должностных полномочий.

Рядовой, которого по просьбе матери называют Леонидом Леонидовым, повесился 31 августа 2013 года после месяцев унижений, издевательств, избиений на глазах у сослуживцев, завершившихся в конечном итоге изнасилованием. Из материалов дела следует, что сержант Кабанов «был недоволен нахождением Леонидова во время учений на стационарном лечении в военном госпитале» и желал наказать его за это. Он предложил своим подчиненным Антонову и Салтыкову присоединиться к избиениям, те согласились. Согласно материалам дела последние два месяца жизни Леонидова над ним издевались практически ежедневно. За несколько дней до смерти солдата подсудимые отняли у своей жертвы 6 тысяч рублей и мобильный телефон, за возврат которого также потребовали деньги. Поздно ночью 31 августа Кабанов насильно завел Леонидова в фургон военного автомобиля, где, «желая удовлетворить свои сексуальные потребности, под угрозой избиения принудил последнего к действиям сексуального характера». Через несколько часов после этого молодой человек повесился, написав две предсмертные записки, где рассказал о случившемся (одну из записок сжег офицер части). Предсмертное послание, а также генетическая экспертиза помогли установить личность насильника и двух других мучителей.

Антонов и Салтыков заключили досудебное соглашение о сотрудничестве, и теперь их дело будет рассматриваться в особом порядке (быстро и без допроса свидетелей). Кроме того, по закону срок наказания им теперь не может превышать половины максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей. На предварительном заседании мать погибшего со слезами на глазах ходатайствовала о судебном разбирательстве без «особого порядка». Защита подсудимых выступила против, к ней неожиданно присоединилась и прокурор. Судья Сергей Горелов решил в удовлетворении ходатайства отказать и назначил слушание по существу на 31 июля. Стоит отметить, что Кабанов и Салтыков не взяты под стражу – они находятся под наблюдением командования части.

К рассмотрению по существу дела в отношении Кабанова, который не признал своей вины, суд приступит 5 августа.

«Мы привыкли к тому, что прокурор больше думает об интересах потерпевших в процессе. Здесь прокуратура повела себя противоположным образом», – заявила «НИ» председатель правления фонда «Право матери», представляющего интересы потерпевших, Вероника Марченко. Она выразила надежду, что «Кабанов понесет заслуженное наказание», и добавила, что фонд будет требовать «максимально жесткого наказания для него».

Всего же с 9 апреля по 2 ноября прошлого года в в/ч 66431 погибли шестеро призывников. Несколько дней назад, 24 июля, был оглашен приговор по факту гибели в этой же части призывника Эдуарда Маркарова: его ударило током во время прокладки полевого кабеля на территории войсковой части. Виновным в смерти суд признал младшего сержанта Джатиева. Он был приговорен по ч. 2 ст. 293 УК РФ «Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека» к 2 годам колонии-поселения. Сразу же во время оглашения приговора Джатиев был амнистирован – об этом ранее просил… гособвинитель. Осужденного отпустили домой из зала суда.

Фонд «Право Матери» настаивал на переквалификации действий Джатиева на ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», не предполагающей применения амнистии. Однако против этого возражал не только адвокат обвиняемого, но и гособвинитель, а в итоге к ним присоединился и судья.

«Военная юстиция стоит на стороне офицера. Адвокаты пользуются всеми возможностями, в том числе и сделкой с правосудием. Пострадавшим просто нужно доводить дело до конца – до ЕСПЧ. К сожалению, система такая: офицер – свой, а солдат по призыву – никто и звать его никак», – рассказала «НИ» глава Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова. По ее словам, часто в гибели солдата бывают косвенно виновны его родители: «Если что-то заподозрите: денег сын попросил чуть больше, долго не отвечает на звонки – нельзя ждать! Да еще ведь и некоторые уговаривают: «Сынок, потерпи!» Сколько таких дел было!». Заподозрив неладное, родителям сразу же следует обращаться в правозащитные организации», – подчеркнула г-жа Мельникова.

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий