Явь контрактной службы в некоторых подразделениях Восточного военного округа поразительно отличается от плакатных лозунгов призыва на неё

1241
0

chisПошедшего служить по контракту в Приморье десантника, так и не дождавшегося оговоренного договором денежного довольствия, подвергают уголовному преследованию, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Нам служба жить и любить помогает?..

В советские годы службу в армии называли «путёвкой в жизнь», сегодня – «социальный лифт»: по мысли властей и военного ведомства, служба для многих из призывников и кадровых военных есть перспектива карьерного и личного роста. И если лет десять назад эти перспективы были весьма туманными, то сейчас и ранняя и достойная пенсия, и высшее образование, и собственное жильё к 32 годам – это уже прогнозируемая законами и воинскими уставами реальность.

Одной романтикой сыт не будешь – из молодых приморцев мало кто бросится в контрактный омут с головой ради синевы берета и суровых десантных законов. Напомним поэтому вкратце о материальных благах, которые, как обещают, сулит служба в ВДВ по контракту.

Первоначальная зарплата военнослужащего на полном вещевом и продовольственном довольствии невысока –18 тысяч рублей в месяц. Но как только он получает звание и должность – сразу же получает и солидную прибавку. Плюс серьёзное материальное стимулирование за высокий уровень подготовки — ежемесячная надбавка от 15 до 70% от оклада! При выполнении разряда по одному из военно-прикладных видов спорта (марш-бросок, рукопашный бой и т.д.) военнослужащий получает аж 80% к окладу, если становится кандидатом в мастера спорта, ему полагается надбавка 90%. То есть хорошему спортсмену служба в армии – это как раз то, что в жизни нужно.
В ВДВ приветствуют обучение без отрыва от армейских будней. Контрактник может поступить в любой гражданский вуз, в период заочного обучения ему предоставляется дополнительный отпуск на время сессии. Более того, когда контрактник получит высшее образование, ему может быть присвоено офицерское звание, и он сможет служить уже в новом качестве командира подразделения, взвода, например.

После заключения второго контракта (первый подписывается на три года, и в это время контрактник живёт в подразделении) предоставляется право на военную ипотеку. Выплаты по ипотеке оплачивает Министерство обороны. Чтобы весь кредит закрыть за счёт государства, необходимо отслужить 20 календарных лет.
А у десантников выслуга идёт год за 1,5 при условии выполнения программы боевой подготовки. То есть, если приходишь в ВДВ в 18 лет, то уже к 32 годам можешь выйти на военную пенсию, продолжая трудиться на накопительную часть пенсии по возрасту!

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Видимо, руководствуясь именно вышеназванными ходульно-плакатными призывами, весной прошлого года в одно из подразделений ВДВ Восточного военного округа в Уссурийске пришёл на службу по контракту молодой житель из Раздольного Михаил Грицких. Причём пришёл не абы как – он уже отслужил срочную в ВДВ в Забайкалье, в Чите. Поработал после охранником. Понял, что пряников от судьбы ему не видать – на собственное жильё и достойную зарплату он может претендовать только в армии, которая Михаилу за время службы понравилась.

На контракт в Приморье в мае 2015 года Михаил поступил легко – имея в плюсе опыт срочной службы и хорошую спортподготовку, и не имея негатива по жизни и в характеристиках. Однако первые же дни службы рядового-контрактника Грицких в хорошо известной 83-й отдельной гвардейской бригаде ВДВ привнесли в его жизнь некую горечь. Вдруг выяснилось, что полный бесплатный комплект вещевого довольствия и амуниции десантника-контрактника на складе десантно-штурмового батальона отсутствует. Мол, это срочник – человек подневольный, потому ему бесплатно положено получить всё, что числится в аттестате – от берета до шнурков. А вот контрактникам кой-чего из вещевого довольствия на складе зачастую не хватает, поэтому берцы (шикарные армейские ботинки – незаменимая обувка для лесорубов, грибников, туристов), голубой берет и тельняшку десантнику Михаилу пришлось купить за свои. Здесь же ж, в части, за углом, в армейском магазине…
Денег на берцы, берет и тельник у Михаила элементарно не было – получку требовалось ещё отслужить, а подзанятая у родных наличность закончилась. Пришлось ему перед подписанием контракта вновь просить взаймы у родственников-селян «десятку», просить теперь на форменную одежу у людей, нужно сказать, откровенно небогатых…

Более того, уже с мая 2015 года, ещё до первой контрактной получки – рядовому Грицких его отцы-командиры в лице сержанта-замкомвзвода и командира взвода в личных беседах популярно объяснили: мол, нет в уставах некоторых «внутренних законов жизни», но в традициях подразделения они имеются. Например, существуют некие ротная и взводная касса, в которые контрактник Грицких обязан ежемесячно «отслюнивать» из своего невеликого пока денежного довольствия полторы тысячи и тысячу рублей соответственно, а всего, стало быть, две с половиной тысячи рублей, что составляет ни много, ни мало – почти 15% его ежемесячной получки.
Координатор Приморской краевой Ассоциации общественных объединений военнослужащих, ветеранов Вооруженных сил и правоохранительных органов по защите социально-экономических прав военнослужащих, военных пенсионеров, членов их семей Юрий Тарлавин в интервью нашему изданию отметил: любые поборы с военнослужащих в так называемые «кассы» незаконны, и искоренять их как источник конфликтов внутри воинских коллективов – задача командиров и начальников всех степеней.

Впрочем, как показывает история нашего контрактника, гвардейцам-начальникам из 83-ей бригады заниматься неуставными взаимоотношениями среди подчинённых, как и вникать в их проблемы – зачастую недосуг…

Где деньги, сын?

Бог с ними, с кассами, Михаил армейскую систему знал и понимал со срочной службы – он готов был отдавать неведомо кому и невесть зачем кровно заслуженные червонцы. Главная проблема его контрактной службы заключалась в том, что она, служба: наряды, учения, занятия, дежурства, участие в парадах и показательных выступлениях – была, но никак ему не оплачивалась! То есть кормить-поить Михаила в части не отказывались, и номер карточки Сбербанка Грицких, на которую ежемесячно должна была «капать» получка, бухгалтерия тщательно переписала – но не упали на неё тугрики и пенендзы ни в июне, ни в июле, ни тем более в августе…
Командование части от вопросов Михаила привычно отмахивалось. Деньги, мол, как женщина репродуктивного возраста… случаются задержки, ничего страшного… идите, служите, и вообще — почему подворотничок грязный?… Кстати, несколько месяцев армейской службы занимает Михаил у родных деньги и на билеты до Раздольного – выходные от армии у него имелись, но как было добраться в родной дом без наличности?…

Причём Михаилу откровенно не доверяли в роте – мол, денег в «кассу» не сдаёт, зажал… Сослуживец-замкомвзвода даже ездил вместе с подчинённым в Сбербанк, где кассир подтвердил: денег на карточку Грицких из финчасти бригады ни разу не поступало…

А потом Михаила вовсе скрутила безнадёга – серьёзно заболела мать, и деньги на лечение нужны были немалые, и они у него вроде были, но где – непонятно. В отчаянии безденежный Грицких в августе 2015 года несколько раз пишет и передаёт по команде рапорт на увольнение в связи с семейными обстоятельствами и многомесячным отсутствием выплат ему финансового довольствия – но так и не дождавшись никакого официального ответа командования, покидает часть.
Можно задать вопрос: почему контрактник Грицких не подал жалобу на бездействие командира и финчасти в военную прокуратуру или такую же полицию, вроде бы призванные следить за порядком в войсках?… Можно, но не нужно: Михаил был уверен: прослыв «ябедой», в ВДВ долго не прослужишь. А имея ввиду регулярные прыжки с парашютом – и не протянешь…

Для справки: у контрактника Грицких в период его военной службы в Уссурийске имелось не менее десяти прямых и непосредственных командиров и начальников из числа офицеров. В должностных обязанностях большинства из них чёрным по белому прямо приписано всемерное участие к воину и его проблемам. Особенно это касается нынешних офицеров-воспитателей: всех этих психологов и замкомандиров. Нам кажется: если бы хоть один из командиров Михаила хоть на чуть-чуть вник в проблемы дикого безденежья своего конкретного подчинённого, если бы в эти же проблемы вникли работники конкретного штаба и его финчасти – ДШБ, ВДВ, ВС РФ, Россия не потеряли бы неплохого защитника Родины…

Жизнь – тельняшка

Далее в жизни Михаила – почти светлая полоса. Он устраивается на работу, «с боем» забирает в части документы и паспорт, постепенно возвращает семье долги, постоянно помогает матери морально и материально, доволен сегодняшней жизнью и не собирается возвращаться в армию…

Однако армия так просто позиций не сдаёт. По осени 2015 года сослуживцы по бригаде находят Михаила, вывозят назад в Уссурийск – якобы для проверки обстоятельств якобы дезертирства Грицких – и прямо в Следственный комитет. Где Михаила выслушивают… и отпускают. Впрочем, зимой дело о самовольном оставлении Михаилом части всё же возбуждается; и сразу же выясняется новое «удивительное обстоятельство». Оказалось, что при призыве в штабе части на Михаила без его ведома (представьте, сколько законов было нарушено!) завели карточку банка ВТБ! Про которую все «забыли», но на которую зарплата Грицких постоянно переводилась… И карточка эта даже нашла своего владельца – зимой 2016 года Михаилу её передал следователь по его уголовному делу.

Да-да, следствие по уголовному делу о самовольном оставлении части Михаилом Грицких продолжается, и ему согласно статье 337 УК РФ грозит до трёх лет лишения свободы!

Михаил может получить срок только за то, что ему полгода не платили зарплату! То есть от взрослого человека его многочисленные отцы-командиры и отцы-воспитатели в погонах требовали выполнения воинских обязанностей и уставных норм БЕСПЛАТНО! Нонсенс, бред – скажет читатель. И мы будем вынуждены согласиться и признать – десять, не меньше, начальников Михаила более полугода проявляли полнейшее и преступное равнодушие к жизни и проблемам своего подчинённого! От сержанта – заместителя командира взвода Михаила до командира 83-ей отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады ВДВ ВС России гвардии полковника Дембицкого и его многочисленных заместителей.

Как считает защитник Михаила – адвокат по назначению и сам военный десантник в прошлом Владислав Лутковский, данное уголовное дело против Грицких полностью сфальсифицировано – и может быть, что для откровенной дискредитации элиты Вооруженных сил страны – Воздушно-десантных войск.

А знающим людям теперь даже представить сложно: какой беспредел творится в обычных пехотных и флотских подразделений Восточного военного округа на фоне вышеприведенных фактов из жизни элиты армии и её «контракта»!

Василий БУСЛАЕВ

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий