Заметки ротного. Неравнодушие

В четвертой, заключительной, части своих записок бывший командир роты Иван Юрьевич Паршиков рассказывает о боевой подготовке и об уважении к командиру.

 Часть IV

Немного о боевой подготовке

Командирская подготовка с сержантами еженедельно, целый день по пятницам. Обычно занятия строятся так: с утра сержанты со старшиной проверяют, «выворачивают» всё расположение. Потом час на заполнение документации, час беседы со мной (по одному), плюс рапорта о том, что в отделениях все в порядке. После обеда я провожу двухчасовые занятия. Далее подведение итогов за неделю с командованием роты и час самоподготовка. Это нужно делать обязательно, потому что обученный сержант – это победа в бою и труде!

Рота у меня специальная,  поэтому занятия —  раз в неделю. Остальное время идет боевая работа. Действительно боевая! А вот «пехотной» подготовки по плану боевой подготовки у нас нет.

Давно у меня руки чесались на инженерную и тактику. Тут мои мальчишки:
– Хотим настоящей боевой подготовкой заниматься! А то мы, мол, работаем и все!
Это легло на подготовленную почву. То, что они занимаются не просто работой, а боевой, опасной, кстати, работой ежедневно, это не в счет. Мальчишки, мальчишки!

То есть хотите «пехотной» учебы? Без проблем, вы её получите! Решил с командованием части:
– Одобряемс!
Купили пехотные лопатки. На складах не дали: заявки нет, подавайте в округ и так далее. Начинал занятия так: никто не знал ни инженерную, ни тактику, кроме меня. Брал взводных, сержантов и на командирской подготовке копали окопы для стрельбы лежа. Потом рота копает. Потом окопы для стрельбы с колена и так далее. Отрыли окопы, далее тактика, и так все лето (один день в неделю), хорошо получается.

Начал по этим же предметам проводить ночные занятия. Самому, правда, немного лень – но нужно. Объявил: грубое нарушение воинской дисциплины – два ночных занятия.

Потом мои орлы, хапнув боевой «пехотной» подготовки по самое «не хочу», взвыли. Но поезд ушел — ту–ту, ту–ту – окопы в полный профиль, да пехотными лопатками. Правда, даю для отрывки ходов сообщений 30% штыковых, как положено по нормативам. Я вам скажу — это  далеко не мед. Кто копал, тот знает. Да всё под съемку, по увольнению каждому на диске ДВД альбом бесплатный: где они копают, марш-броски, упражнение на полосе препятствий, занятия по боевой готовности с холостой стрельбой. Короче снята вся служба.

И еще хочу сказать о приказе Министра Обороны об увольнении в запас. Это праздник! Увольняемые накрывают стол для личного состава роты. Им вручается красочно оформленный приказ Министра. На обратной стороне их фотографии с шуточным уклоном и пожелания с печатью командования, плюс, повторюсь, диск ДВД с фото и видеоматериалами.

Тут мне недавно офицер в звании майора говорит:
– Да ты их в жопу целуешь!
– Как?
– Вот я курсантом напился, а меня ротный отмудохал в канцелярии,- ответ майора.
Я ему в ответ:
– А у меня, они вообще не пьют.
Ему крыть нечем. Хотя правды ради, надо сказать, что пару раз в увольнении мои выпивали. Но кары следовали незамедлительно. Поэтому дешевле было быть трезвенниками.

Итог: грубых нарушений в роте практически нет, вернее мало, за все время ни одного уголовного дела! Не сглазить бы!

Нужна, как говорит у меня старшина – СИСТЕМА, или ПОСТОЯННАЯ СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Заключение.
Это сейчас хорошо говорить, а пока все наладилось… О!!! На решение этих задач должен быть коллектив единомышленников, который у меня со временем появился, хоть и бурчат иногда.

Конечно, обо всех методах работы ротного я не написал, да и не ставил себе такой цели. А солдаты —  у них блеск в глазах: они знают, что не брошены, что о них заботятся и платят тем же.

Добавлю еще, в армии ходит поговорка: куда солдата не целуй, везде попа! И это тоже верно. Поэтому кроме уважения командира, они должны бояться его разозлить, и это тоже верно.

И ещё, вы, наверное, заметили, что я обо всём рассказываю, но не говорю, о так называемой «дедовщине». А её практически нет в роте, она задавлена как гидра,  впрочем, не сглазить бы. Раз нет, значит, и говорить не стоит. Как её давили, может, в дальнейшем расскажу. Скажу так, победу одержало НЕРАВНОДУШИЕ.

декабрь 2007-2011 гг.

Фото предоставлено автором.

 

Комментарий полковника в отставке Павла Борисовича Шмакова. В войсках командовал укреплённым районом и полком постоянной готовности. Прошёл весь путь и все командные ступени — от рядового суворовца, до командира полка.

«С удовольствием прочитал эту  статью. Я готов  подписаться под каждым  словом автора. Не скажу, что я в своей работе был таким педантом, но многие методы мне знакомы и мною применялись. Справедливости ради следует отметить, что у автора было какое-то  особое подразделение, не общевойсковое. Не во всех родах войск возможно в полной мере выполнить его рекомендации.  Но стремиться нужно всегда. И  если пробовать внедрить в своей «пехотной» роте хоть часть из того, о чём пишет этот уважаемый офицер, результат будет неминуемо положительный. Но таких офицеров не просто осталось в армии немного —  их практически нет.
Прочитав письмо, словно вернулся в далёкие курсантские годы, когда наш ротный прививал нам азы и основы настоящего уставного порядка в подразделении и искренней любви и уважения к своей профессии военного. От этого и зависит успех в любом подразделении и части. Только искренняя преданность своему делу является залогом успеха. А их – настоящих, преданных —  по пальцам пересчитать. Готов доказать это любому оппоненту.
Форм и методов наведения настоящего уставного порядка в воинском коллективе достаточно много, и их можно добавлять и добавлять к тому, о чём написал этот офицер. Самое главное — это искренность, честность, справедливость в своих поступках и уважение к солдату, каким бы он ни был.
Семь пунктов, которые изложил этот командир роты в качестве основополагающих успеха, неминуемо приведут к желаемому результату.
Его письмо нужно распространять в качестве памятки от  командира  взвода до командира бригады. Лично я отправлю это письмо своему сыну, который тоже является командиром роты. Правда — «пехотной».

 

 

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий